Logo
ВШППБ
Logo
ВШППБ

Первый модуль базового курса ПК "Основы гештальттерапии".

Бондаренко Татьяна Алексеевна,

кандидат психологических наук, доцент

член Союза психологов-консультантов и психотерапевтов

член-корреспондент Международной академии образования

В первом модуле базового уровня по гештальттерапии раскрывается введение в гештальттерапию и ее положение среди других психотерапевтических направлений.

Изучаются философские, терапевтические направления европейских, американских, восточных исследователей и ученых, которые оказали влияние на формирование взглядов у основоположника гештальттерапии Фрица Перлза. Среди них философы и психологи из Европы:

Из работ Сёрена Кьеркегора (Дания, 1813-1855 гг.), первый философ- экзистенциалист, Фриц Перлз обратил внимание на особую ценность субъективного взгляда и их противоречия. На него произвело впечатление фраза Сёрена Кьеркегора «Чем больше я думаю, тем меньше я существую» [16, с. 37].

У философа, психолога Франца Брентано (Германия, 1838-1917 гг.) взята концепция описательной психологии, в которой говорится о том, что «как предшествует почему» [2, с. 63].

У основоположника философской антропологии Макса Шелера (Германия, 1874-1928 гг.) взята цитата, которая легла в основу цикла контакта «именно эмоциональная интуиция и симпатия способствуют глубокому контакту» [6, с. 36].

Фриц Перлз придавал большое значение цитате «От рассуждений о вещах - к самим вещам, таким, какими они представляются в действительности, на уровне переживаемых фактов, до появления любого концептуального деформирующего их представления», сказанной основателем феноменологии как философского направления Эдмундом Гуссерлем (Австрия, 1859-1938 гг.) [6, с. 18].

Как и всех философов, у философа-экзистенциалиста Мартина Бубера (Германия-Израиль, 1878-1965 гг.) много выдающихся цитат и афоризмов. Фриц Перлз обратил внимание на цитату «Мир двойствен для человека в силу двойственности его соотнесения с ним» [3, с. 44]

У основоположника экзистенциальной психологии Людвига Бинсвангера (Швейцария, 1881-1966 гг.), Фрицом Перлзом сделан акцент на его цитате: «Человек ответствен за свою собственную экзистенцию, за себя в этом мире» [6, с. 23].

Значение цитаты «Понятие утраты контакта с реальностью подразумевает идею возможности установить этот контакт или полностью, или частично», сказанную основоположником феноменологической психиатрии Эженом Минковским (Франция, 1885-1972 гг.), отразилось на описание Фрицом Перлзом концепции осознания, важности контакта и функции осязания с позиции феноменологии [8, с. 52].

Произвела на Фредерика Перлза цитата философа-экзистенциалиста Карла Ясперса (Германия, 1883-1969 гг.) о важности принятия на себя ответственности за собственную жизнь: «Решение жить в бессилии — это акт основополагающей для жизни серьезности. Из него следует перемена, видоизменяющая все оценки. Если он совершается, если ты берешь на себя его последствия, готов страдать и трудиться, то в этом, может быть, состоит высшая возможность человеческой души» [19, с. 629].

При рассмотрении причин формирования психопатологии, Фриц Перлз обратил внимание на цитату философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера (Германия, 1889-1976 гг.), «Самое большее, что можно сделать для человека, - сделать его тревожным» [15, с. 197].

О важности диалога между людьми говорит философ-экзистенциалист Габриель Марсель (Франция, 1889-1973 гг.), «Если я говорю по поводу других, то я отказываю им в реальном существовании» [5, с. 123]. И это также находит свое отражение в концепции цикла контакта в гештальттерапии.

Об ответственности за выбор своей доли свободы и ответственности в своей жизни в своих работах пишет философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр (Франция, 1905-1980 гг.) "Только вы должны придать своей жизни смысл" [13, с. 439]. Данное положение отражается в «awareness» гештальттерапии.

Интересно, что еще в 1945 году термин Gestalt использовал в своих работах философ, представитель феноменологии Морис Мерло-Понти (Франция, 1908-1961 гг.). Об этом говорит его цитата в книге «Феноменология восприятия»: «Хорошая форма» становится реальной не от того, что она хороша сама по себе в каких-то метафизических небесах. Она хороша, поскольку становится реальной в нашем опыте. Родство Gestalt theorie и феноменологии подтверждается определенными внешними обстоятельствами» [9, с. 75].

При разработке уровней невроза, которые проходит пациент на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности, Фриц Перлз принял во внимание цитату Пауля Йоханнеса Тиллиха (Германия, 1886-1965 гг.), теолога-экзистенциалиста и философа религии «Невроз - это способ избежать несуществования, избегая существования» [14, с. 96]

Таким образом, в теоретическом аспекте на курсе рассматриваются базовые философские понятия, которые легли в основу гештальттерапии, изучаемые в процессе обучения. К ним относятся такие положения, как то, что описание важнее объяснения; роли непосредственного переживания актуального опыта здесь и теперь; влияния субъективных иррациональных факторов на восприятие окружающей действительности и др.

Проводится анализ концептуальных психологических идей, вошедших в основы гештальттерапии. Прежде всего, это работы основоположника психоанализа, психиатра и невролога Зигмунда Фрейда (Австрия, 1856-1939 гг.), включающие идеи и приемы, близкие к гештальттерапии, например, «Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придёт» [6, с. 14].

Фриц Перлз учел в своей концепции воспитательную терапию, направленную на развитие автономии и самоутверждения психиатра Альфреда Адлера (Австрия, 1870-1937 гг.). В связи с этим можно привести цитату: «Склонности, которые мы наблюдаем у взрослого, являются фактически непосредственной проекцией пережитого в детстве» [1, с. 84].

О телесных реакциях человека, которые фиксируется в детстве, закладываются в форме интроектов, Фриц Перлз учитывал работы Шандора Ференчи (Венгрия, 1879-1933 гг.). Так, показательна его цитата: «Сначала ребенок боится наказания, затем он идентифицируется с наказующим авторитетным лицом. Тогда отец и мать могут утратить свое значение для ребенка: в своем внутреннем мире он создал их некое подобие» [10, с. 43].

Фредерик Перлз в психотерапевтическом направлении учел взаимосвязь между физиологическими и психологическими проявлениями. Так, у врача, основателя психосоматической медицины, Георга Вальтера Гроддека (Швейцария, 1866-1934 гг.), который указывал на проявление бессознательного в психосоматике, амбивалентности чувств, при которых привязанность всегда смешана с враждебностью. В этой связи показательна его цитата: «Не надо забывать, что выздоровление производит не врач, а сам больной. Он исцеляет себя своей собственной силой, точно так же, как он ходит своей силой, или ест, или думает, дышит или спит» [10, с. 167].

О фиксации воспоминаний и эмоций в теле также указывал Вильгельм Райх (Австро-Венгрия, США, 1897-1957 гг.): «Психическое здоровье зависит от оргастической потенции, т. е. от степени, в которой человек может сдаться и испытать кульминацию возбуждения в естественном половом акте. Он основан на здоровом характере способности человека к любви. Психические болезни являются результатом нарушения природной способности к любви» [11, с. 98].

В основу гештальттерапии взяты ориентализм, символизм, воображение и образность основоположника аналитической психологии Карла Густава Юнга (Швейцария, 1875–1961 гг.): «Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей» [18, с. 204].

О значении тела и телесного контрпереноса говорила Мелани Кляйн (Австро-Венгрия, Великобритания, 1882-1960 гг.): «Вместе с ненавистью, завистью и деструктивностью в ходе психотерапии возвращаются другие важные части себя, которые прежде были потеряны» [7, с. 67].

Несомненно, на алгоритм работы со сновидениями, разработанных Фрицом Перлзом, оказала влияние книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», но и важное значение рассмотрению сновидений как проекции принадлежит Отто Ранку (Австрия, 1884-1939 гг.): «Искусство – это интерпретация сновидений жизни» [12, с. 83].

На необходимость осознания вторичных выгод невротических расстройств указывала Карен Хорни, психоаналитик (Германия, США, 1885-1952 гг.): «Невротики раздираются внутренними конфликтами... Каждый невротик... воюет с самим собой» [17, с. 95].

В гештальттерапии использованы термины, введенные психоаналитиком Дональдом Вудсом Винникоттом (Великобритания, 1896-1971). К ним можно отнести понятия «холдинг», под которым понимается формирование базисной структуры душевной жизни, зависящих от ранних интеракций между матерью и ребенком. «Холдинг - это все, что мать делает, и все то, чем она является для своего грудного ребенка» [4, с. 53].

О проекции говорил Ирвин Ялом, психиатр, доктор медицины (США, 1931-н/в) «Мы искажаем других, втискивая их в те идеи и гештальты, которые предпочитаем сами» [6, с. 17].

Кроме изучения теоретического материала, посвященного истории возникновения гештальттерапии, на первом модуле изучаются основы способности управлять фигурами, строить фигуры в адекватной связи с фоном.

В ходе занятий студенты приобретают навыки выдвигать на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой телесном, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Ведь восприятие своего мира эмоций проявляется в физических реакциях и ощущениях.

Поэтому так важно научиться понимать свои эмоции, а также уметь прислушиваться к сигналам тела. Для этого необходимо с помощью экспрессивных техник гештальттерапии овладеть навыками концентрации на своих телесных ощущениях. Раскрывающие, проявляющие техники гештальттерапии направлены на развитие осознанности за счет повышения способности к интенсивному вниманию, осознанному преувеличенному выражению, амплификации.

Прежде всего, происходит осознание во внешней зоне того, что происходит во внешнем мире, включающем то, что не относится к самому человеку, но входит в поле его видения. Внутренняя зона относится к внутренним ощущениям, границей которой является кожа. Отличительной особенностью внешней и внутренней зоны является тот факт, что внешняя зона доступна окружающим людям, а внутренняя – конкретному человеку. В ходе применения техник на занятиях, студенты смогут отделять внешнюю и внутреннюю зоны, чтобы в дальнейшем эффективно применять свои навыки на практике.

В средней зоне осуществляются процессы размышлений, воспоминаний, мечтаний, фантазий, планирования. Поскольку средняя зона может быть источником проблем человека, т.к. именно здесь находятся ограничивающие его взгляды и убеждения, привычные способы познания мира и склонность заполнять настоящее мыслями о прошлом и будущем, на занятиях проводятся техники на осознанность. Они помогают избавиться от иррациональных установок.

При обучении на первом модуле базового курса по гештальттерапии, студенты приобретают знания по теоретическим основам гештальттерапии, приобретают навыки выделения внешней, средней и внутренней зоны. Формируется способность полностью прочувствовать определенное ощу­щение, в ходе которой выявляется поворотная точка, с которой связано травмирующее событие. Способом избегания является блокировка осознания, которая ограни­чивает способность адекватно реагировать на происходящие события. Ясно проявляя фигу­ру, научившись отреагировать на нее, в дальнейшем приобретается навык выделения из фона следую­щей фигуры.


Список литературы:

1. Адлер Альфред Понять природу человека. М., 2021.

2. Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996.

3. Бубер Мартин Я и Ты. М., 2007. С.

4. Винникотт Дональд Игра и реальность. М. 2018.

5. Габриель Марсель Быть и иметь. М., 1994.

6. Гингер Серж Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям. М., 2014.

7. Кляйн Мелани Детский психоанализ. М., 2022.

8. Минковский Эжен Проживаемое время. Феноменологические и психопатологические исследования. М., 2017.

9. Морис Мерло-Понти Феноменология восприятия. М., 1999.

10. Перлз Ф. Гештальтподход и свидетель терапии. М., 2023.

11. Райх В. Тело, энергия, эмоции, трансформация через прикосновение. М., 2021.

12. Ранк Отто Миф о рождении героя. М., 2008.

13. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

14. Тиллих Пауль Мужество быть, М., 2014.

15. Хайдегер Мартин Бытие и время. Харьков, 2008.

16. Хардвик Крис И песчинка, и вечность. М., 2004.

17. Хорни Карен Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М., 2018.

18. Юнг Карл Архетип и символ. М., 2008.

19. Ясперс Карл Общая психопатология. М., 2018.


Обучение гештальт-терапия. Гештальт-консультант. Основы гештальт-терапии.