Logo
ВШППБ

Влияние страха любви на наше здоровье.

Человская Юлия Евгеньевна, психолог – консультант, практический психолог, г.Новороссийск

Влияние страха любви на наше здоровье.

«Мы так наполнены страхом отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманываем, то ли доверяем себе». [3]

Из-за чего большую часть времени мы играем роли, избегая соприкосновения с нашими чувствами? Страх любви не дает нам построить отношения с партнером, который нам нравится. Чего мы боимся? И как влияет на наше здоровье страх любви?

В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, для основы возьмем американского психиатра и психотерапевта, создателя биоэнергетики *А.Лоуэна.

Наши чувства проявляются по-разному, часто мы даже их не осознаем и не умеем правильно выражать. Во многих случаях мы их вообще не проявляем, а давим и обращаем внутрь себя, а это основная причина психосоматических расстройств*. Страдают сердце, желудок и спина. Такое деструктивное не проявление, блокирование своих чувств* и эмоций* идет родом из детства, скрываясь во взрослой жизни в неприступном бункере.

В детстве формируется отношение к своим собственным чувствам, ребенок до определенного времени, когда социализация еще не наложила свой отпечаток, искренне проявляет свои эмоции, он свободно и легко делится со всеми, потом постепенно под влиянием внешней среды, он учиться сдерживать свои чувства, а иногда начинает скрывать эмоции даже от самого себя. Давайте рассмотрим возникновения нарушения, блокирования своих чувств. Как мы уже говорили, «огромное значение для развития и воспитания ребенка имеет раннее детство. Многие черты поведения закладываются именно в этот период. Это явление связывают с существованием на ранних этапах онтогенеза (ontos — сущий и «γένεσις», genesis — зарождение) периодов с повышенной чувствительностью (или критических периодов). Считается, что в функциональном развитии мозга имеется множество критических периодов. Понятие критического периода введено по аналогии с периодом наилучшего проявления импринтинга (импри́нтинг от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать. Закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни, обычно в детском и подростковом возрасте, и его последствия чаще всего необратимы)». [4, с.183]

В опытах на животных, выявили, что «критический период на ранних этапах развития имеет большое значение для первичной социализации у млекопитающих. Опыты X. Харлоу, который во время критического периода содержал обезьян в изоляции или с матерью-суррогатом (моделью матери), показали отсутствие первичной социализации, изменение зоосоциального поведения животных: нарушение игрового, полового поведения, отсутствие стремления к контактам.» [4, с. 185]

Основываясь на исследованиях Х. Харлоу, можно выделить одну из причин блокирования своих чувств человеком – это потеря любви одного из родителей ребенка, которая оставляет отпечаток на всю жизнь, нарушая, таким образом, поведение и искажая его взгляды на мир. Такая потеря может и не быть расставанием, а просто в виде не проявления внимания родителя к ребенку.

Например: мама из-за недостатка сил и времени, загруженная, какими-то делами или появлением второго ребенка, не уделяет время первому, а он из-за этого испытывает тоску по вниманию матери, такая недоступность приводит к первому в жизни переживанию «разбитого сердца». Возникает печаль* и подавляется, а это остается в теле и запоминается в нем. Такая тоска порождает развитие жесткого грудного панциря грудной клетки, который защищает сердце. Ребенок не понимает, что у мамы другие дела, он хочет получить свою потребность, и тогда он, впоследствии всячески не теряя надежду, хочет получить эту любовь и решает быть хорошим, хорошо учится, постоянно достигать успехов, при этом испытывая чувство вины*.

А.Лоуэн дает объяснение в своей книге происхождение чувства вины у ребенка: «чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступ­ками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому. Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это "плохо", когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если "хорошее поведение" гарантирует ему любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть "хорошим", вместе с подавлением "плохих" чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к тем, кого надо любить. Это вызывает состояние хронического мышечного напряжения, особенно в верхней части спины. Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго, которая часто действует вопреки же­ланиям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать или сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смот­реть.» [1, с.17]

Но при этом, желая любви и признания, мы делаем все, чтобы привлечь к себе внимания, «скрываясь за фасадом нарциссизма*, цель, которого с одной стороны – получение одобрения и восхищения, а с другой – компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого является мужчина, который развивает мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго*, как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом.» [2, стр. 247]. Таким образом, приукрашивая свой внешний облик, надевая маску уверенности и обаяния, в то время как сердце находится в бункере, мы даже не осознаем, что такое положение вещей имеет очень серьёзные последствия для здоровья, так как сердце теряет свою жизненность. Мы все хотим любви, но избегаем ее, так как боимся отвержения, бессознательный*(Фрейд) страх закрывает дорогу к сердцу. Детская травма оставила глубокий след, которая делает преграду к губам, которые хотели бы целовать. И глазам, на которые мы бы хотели смотреть.

Исходя, из этого можно сделать выводы, что мы живем и принимаем фальшивые ценности эго*, и не осознаем этого. Возможно, причин деструктивного непроявления, блокирования своих чувств и эмоций очень много, и все они индивидуальны, связаны с личными установками, и работать над этим лучше в кабинете специалиста. Прежде всего, нам необходимо осознать, что голова служит не для добывания денег, половые органы – не для развлечения, сердце – не изолированно от головы и удовлетворении плоти, не утратило связь с миром, а все взаимосвязано и функционирует вместе. Осознав это, мы сможем контролировать появление в нашей душе страха, и наша жизнь станет счастливее, от того что мы принимаем любовь и себя такими какими есть. Открывая бункер, где спрятали свое сердце, к свободе и любви*.

Список литературы:

1. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфар­кта/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума­нитарных Исследований, 2004 — 224 с.

2. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с анг. С.Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 – 256с.

3. Яро Старк, Тонн Кей, Джеймс Олдхеймс С 77 Техники Гештальт – терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с анг. Родред. Г.П.Бутенко. – М.: Психотерапия, 2009. – 176 с.

4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная Литература, 1997

· Чувства – комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами или событиями. Это основной вид эмоций, характерных для человека. Они являются врожденными, т.к. приобретаются человеком в результате обучения, воспитания. В процессе жизни они могут неоднократно меняться. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

· Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. В узком значении слова эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

· Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленной им цели.

· Печаль – это состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека.

· Чувство вины – это сочетание чувств страха, аутоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которая налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины – «Я – плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мыщц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др. Идет из области бессознательного.

· Бессознательное - совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлением действительности, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета. Бессознательное отличается от сознательного тем, что в нем реальность сливается с переживаниями субъекта, поэтому в бессознательности невозможны контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается субъектом в виде отождествления себя с другими людьми и объектами, эмоционального заражения и др. Прошлое, настоящее и будущее часто сосуществуют в бессознательном, объединяясь в каком-либо психическом акте, например, в сновидении. *

· Психосоматика - область, изучающая взаимодействие между поведением и соматическими заболеваниями.

· Психосоматические расстройства – психологические заболевания, обусловленные психологическими факторами, например, язва желудка, астма, гипертония, нейродермит, артрит. Этот список в настоящие время все более расширяется.

· Биоэнергетический анализ - (от греч. bio - "жизнь" + energeia - "деятельность" и analysis - "расчленение") - разновидность психотерапии, созданная А. Лоуэном на основе теории "Характерологического панциря" (В.Райх, 1933г.). Согласно теории В.Райха, "защита Я" от каких- либо угроз (внешних или внутренних) проявляется повышением тонуса отдельных мышечных групп; постоянство такой психологической защиты приводит к хроническому повышению мышечного тонуса, что выражается застойным мышечным напряжением. Биоэнергетический анализ подразумевает, что ощущения, испытываемые индивидом от своего тела, лежат в основе понимания его эмоционально-психического состояния. Таким образом, биоэнергетический анализ - это телесно-ориентированная психотерапия.

· Эго (лат. ego — «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирования, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения /Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М. — 1998.

· Эго в психоанализе Фрейда Эго является, наряду с Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я), одной из трёх психологических сущностей, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Эго, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.

По мере развития индивида происходит дифференциация Эго и развитие Супер-Эго. Супер-Эго включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, таким образом, возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Эго играет роль посредника между Супер-Эго и Ид путём создания защитных механизмов. Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности эго. Это важное качество было названо Фрейдом «силой эго». Человеку с «сильным эго» свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более сходен с ребёнком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

· Нарциссизм – Низкая самооценка; Компенсаторное высокомерие; Тревожность; Страх провала; Страх успеха; Потребность быть всегда правым; Трудности в принятии решений; Отсоединение от собственных чувств; Потребность в непрерывном восхищении; Страх близости.

· «Любовь – долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» Апостол Павел-1-е послание к коринфянам.

ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ.