Logo
ВШППБ
Logo
ВШППБ

Влияние музыки на работу мозга и психоэмоциональное состояние человека.

Влияние музыки на работу мозга и психоэмоциональное состояние человека.

Каграманова М. И., психолог-консультант

«Хочу лишь музыку небес призвать,

Чтоб ею исцелять безумцев бедных»

В. Шекспир «Буря»

Музыка – физическое явление, представляющее собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе.

В отличие от живописи, языка и других видов искусства и самовыражения, у музыки нет внешней формы. Несмотря на это, музыка обладает коммуникативной ценностью.

Неоднократно доказано, что музыка благотворно влияет на эмоциональное состояние человека, а также, благодаря множеству различных механизмов снимает физические болевые ощущения. Музыка может отвлечь от физической боли, или напротив, погрузить человека в приятные воспоминания, вернуть в счастливые моменты жизни, позволяя расслабиться.

Структура музыкального звука.

Музыка -довольно сложное явление. Помимо тембра и аккордов, в ней есть еще и мелодия, гармония и ритм, то есть, меняющиеся структуры, которые мы не можем проанализировать отдельно.

В состав музыки обычно входит три элемента — бас, мелодия и гармония. Эти три элемента вместе составляют музыкальную структуру. Иными словами, музыка состоит из этих трёх элементов.

Мелодия — самый явный элемент музыкального произведения. В песнях она поется голосом, в инструментальных композициях играется солирующим инструментом. Мелодия звучит отчётливее всего, и именно она запоминается, её мы всегда хорошо слышим и можем пропеть. Когда мы напеваем какую-либо музыку, то поем мелодию. Обычно, слух человека в первую очередь слышит именно мелодию.

Бывает несколько мелодических линий в одном произведении, многоголосие. Можно представить как несколько человек поют, но поют не одновременно, а по очереди, как-бы разговаривая друг с другом или дополняя друг друга.

Гармония — это все дополнительные звуки, которые как-бы украшают музыку. Они могут звучать тихо и не явно, сами по себе не создавая завершённое произведение, но вместе с мелодией и басом, музыка начинает звучать полноценно и красиво. Гармония формирует текущий аккорд, который звучит в какой-то определённый момент. Если аккорд в музыке меняется, то и гармония меняется. По сути, аккорд — это гармония + бас.

Гармония — это набор нот, который используется в аккомпанементе мелодии. В оркестре или группе гармонию могут играть сразу несколько человек. Например, несколько скрипок одновременно.

Различные авторы и музыкальные теоретики используют несколько разные значения слова «гармония». Так в музыкальной литературе можно увидеть понятие «гармония» как приятная для слуха слаженность звуков. В данной статье этот термин употребляется как «сопровождение», аккомпанемент мелодии.

Бас — это фундамент произведения, основа. Бас всегда звучит низко, это самые низкие ноты. Он как бы заполняет пространство, создаёт уверенность, благодаря ему музыка становится более упорядоченной, организованной и слаженной.

Звуки баса выстраиваются в самостоятельную музыкальную линию — басовую линию. Бас тоже можно отнести к гармонии, он тоже формирует аккорд. Чаще всего бас имеет крупные длительности, он не частит, каждая нота длится довольно долго. Но бывают и исключения.

Важно научиться видеть и слышать в произведениях все три элемента. Каждый элемент играется по-разному, с разной громкостью и разным тембром. Обычно, мелодия звучит чуть громче, а гармония значительно тише мелодии. Поэтому при разучивании какого-то произведения, хорошим упражнением будет сначала отдельно сыграть только мелодию. Потом бас и мелодию вместе. И уже после этого — бас, гармонию и мелодию.

Например, композиция может строится таким образом: бас — основа, на него накладывается гармония, вместе это превращается в красивый музыкальный фон. А чтобы музыка была не скучной и выразительной, добавляется ещё и мелодия. Так образуется полноценная музыкальная композиция со своим устройством и системой.

Первые исследования о влиянии музыки на мозг и эмоциональное состояние человека.

Музыка – непереводимый язык восприятия мира, наравне с вербальным и невербальным языками. И чтобы его перевести, необходимо задействовать определенные области мозга, которые наиболее сильно развиты у людей творческих профессий – композиторов, танцоров, музыкантов, режиссеров. Функционирование данных областей замедляется к старости.

Еще за 2000 лет до нашей эры, ассирийцы описали применение музыки для борьбы со злыми духами. Философ Платон считал, что музыка может исцелить присущую душе двойственность, а Аристотель утверждал, что музыка способна победить такие чувства, как «сострадание, страх и энтузиазм». Первым, кто изучил влияние музыки с научной точки зрения, был Герман фон Гельмгольц (1821-1894) – немецкий врач и физик. Гельмгольц ставил эксперименты и изучал эффекты, которые оказывают на эмоции различные гармонии.

Древние греки считали, что во время прослушивания музыки, человек очищается через катарсис: его чувства достигают точки кипения, и он освобождается от негативных эмоций, напряжения, тревоги, которые накопились в процессе протекания жизненных событий.

Начиная с XIX века, наука получила немало результатов, в подтверждение воздействия музыки на человека. Подтверждающие результаты получены по итогам проведения экспериментальных научных исследований. Эксперименты велись в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки признанных гениев-композиторов и музыкантов; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Еще в XIX веке учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются физические показатели организма человека: кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека.

Что происходит в мозге, при поступлении новой информации.

При прослушивании музыки, мы слышим не просто мелодию, мы воспринимаем ее содержание. Чтобы его уловить, мы используем мозг, поскольку уши воспринимают лишь звук.

Человеческий мозг имеет примерно 80 миллиардов нервных клеток (нейронов). Чтобы мозг выполнял свои функции, нейроны образуют сети, благодаря которым, информация распределяется в разные отделы мозга. Каждый нейрон способен образовать связи с 60 000 других нейронов. В среднем, таких связей минимум 6000. Задача каждого нейрона зависит от того, к какому типу нейронов он принадлежит. То, насколько хорошо человек справится с поставленной задачей (например, запомнить и воспроизвести отрывок музыкального произведения), зависит от количества нейронов, выполняющих эту задачу, от того, какие это нейроны, в какой части мозга они находятся, сколько связей образуют и насколько крепки эти связи. Когда мы учимся, мы способны изменить эти условия – в этом нам помогает нейропластичность.

Согласно последним исследованиям, новые мозговые клетки появляются у человека на протяжении всей жизни. В основном, данный процесс происходит в двух зонах: вокруг естественных полостей, которые называют желудочками, и в гиппокампе, который важен для обучения и запоминания.

Научно установлено, что музыка изменяет количество и качество серого вещества в мозге, активизирует гены, от которых зависит допаминэргическая нейротрансмиссия, моторная активность, обучение и память.

Какие зоны мозга отвечают за восприятие музыки.

В мозге есть 2 сети – одна из них связана с контролем и вниманием. Она активна, когда мы получаем сложную, для восприятия, информацию. Например, тяжелую лекцию, или решаем сложную задачу. Другая сеть связана с воображением и свободным «перемещением» мысли. При активации данной сети, зоны мозга, отвечающие за концентрацию внимания, расслабляются. Яркий пример – импровизация джазовых музыкантов во время концерта.

Идея о том, что функции мозга разделяются на левого и правого полушарие, уходит в прошлое. Известно, что анализ сложных музыкальных аккордов осуществляется в тех зонах, которые анализируют сложный синтаксис. Пит Хайн – датский физик-теоретик, одновременно был художником, разработчиком игр, проектировщиком мебели и посуды и поэтом. В данном контексте, был ли он левополушарным или правополушарным – вопрос спорный.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм оказывает ритм.

Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

Верхняя височная извилина (Superior Temporal Gyrus - располагается на дорсолатеральной поверхности височной доли) - зона в головном мозге, где осуществляется обработка слышимой музыки.

Путамен (Putamen (скорлупа) – базальное ядро, входит в состав стриопаллидарной системы и находится в основании переднего мозга (конечный мозг) - отвечает за выбор и организацию движений с учетом их регулярности, диктуемой ритмом.

Таламус (Thalamus - расположен вблизи центра мозга и входит в число структур таламической области промежуточного мозга) – координирует сенсорную и моторную информацию.

Медиальное коленчатое тело (Medial Geniculate Nucleus - находится позади подушки таламуса, является подкорковым центром слухового анализатора) – направляет ритмическую информацию в Мозжечок (Cerebellum - расположен под полушариями головного мозга непосредственно над стволом головного мозга), который синхронизирует движения с музыкой.

Теменная доля (Superior Parietal Lobule – находится между Роландовой бороздой и верхней частью теменной борозды) - кинестетически обеспечивает координацию движений в танце (Рисунок 1).

Нейропластичность мозга.

Человеческий мозг меняется всю жизнь. Благодаря нейропластичности, его главному свойству, мы можем учиться и приспосабливаться к различным условиям.

Благодаря нейропластичности, наш мозг способен изменять ответные реакции на различные события и ситуации. Наш мозг создан для того, чтобы меняться. Но раз он создан меняться, соответственно, он будет меняться и в не самых благоприятных обстоятельствах. Неблагоприятная среда воспитания, дефициты, травматические события, пережитые человеком в детстве, юности или уже во взрослом возрасте – негативно влияют на работу мозга и качество жизни. Нейропластичность мозга – свойства мозга, которому человек будет подвержен независимо от того, хочет он этого или нет.

Сильнее всего наш мозг изменяется в первые годы жизни. В период дошкольного возраста, дети быстрее всего впитывают получаемую извне информацию, и способны освоить большое количество навыков.

В 2016 году американский исследователь Майкл Мерцених провел исследование на обезьянах, и выяснил, что у обезьян, которых научили ассоциировать определенные звуковые частоты с вознаграждением в виде еды, выросли те участки слуховой коры, которые отвечают за анализ именно этих звуковых частот. Эксперимент доказал, что кора головного мозга тоже пластична. Более поздние исследования показали, что нейропластичность достигает самого высокого уровня при выполнения сложных заданий, с точки зрения моторики и сенсорики, и требующие высокой концентрации внимания.

С годами мозг становится более жестким, и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Чем старше становится человек, тем процесс обучения становится медленнее: мозгу необходимо больше повторений и времени, для усвоения информации. Именно поэтому пожилым людям тяжелее переносить громкую музыку. Они отдают предпочтении успокаивающей, медленной музыки, или даже звукам природы – шуму дождя, свисту ветра, пению птиц.

Мозг музыкантов и танцоров. Влияние музыки на физическое изменение мозга.

Первым, кто подробно исследовал мозг музыканта, был немецкий невролог Зигмунд Ауэрбах (1866-1923). Он изучал мозг известных дирижеров и музыкантов, всеми возможными, в то время, способами.

В ходе исследований, Ауэрбах заметил, что у музыкантов, в отличие от людей других профессий, непропорционально крупные извилины мозга в теменной и височной доле. Позже, более современные исследования, проводимые с помощью магнитного резонанса, подтвердили то, о чем говорил Зигмунд Ауэрбах.

Самая высокая степень мозговой активности зафиксирована у музыкантов. Люди, занимающиеся музыкой на протяжении жизни, имеют разработанный слуховой механизм. Таким образом, способность распознавать речь и музыку у них сохраняется дольше. Исследование оркестрантов симфонических оркестров показало, что у таких людей очень развита зона Брока, которая является двигательным центром речи. Зона Брока управляет мышцами лица, языка, глотки и челюстей. При поражении данного отдела, наблюдается моторная афазия – нарушение речеобразования.

Весь слуховой аппарат – включая первичную и вторичную слуховую кору, а также слуховые ассоциативные области, постоянно контролируют музыканта. Чтобы музыка была сыграна как следует, должно работать все тело.

Еще до появления компьютерной томографии появились догадки, что у профессиональных музыкантов мозг устроен по-особому. Например, из патологоанатомических исследований было известно, что у музыкантов толще «мостик» между полушариями мозга. По этому поводу велись дебаты – являются ли эти отличия врожденными или приобретенными. И только недавно, в начале нашего века, применение томографии показало, что структуры мозга действительно меняются в ответ на занятия на музыкальных инструментах и эти изменения появляются довольно быстро.

Решающее значение имело исследование, проведенное среди детей в Бостоне. Буквально через год с небольшим у детей стали очевидны знаки пластичности мозга в ответ на музыкальные занятия. Среди наиболее заметных изменений было утолщение мозолистого тела (того самого мостика из белого вещества, что соединяет полушария мозга) и дугообразного пучка, соединяющего слуховую и моторную области коры головного мозга. Знаки пластичности мозга сопровождались изменениями когнитивных способностей: у детей улучшились пространственное мышление и память на слова, они стали лучше решать математические задачи.

В целом занятия музыкой улучшили показатели, связанные с коэффициентом интеллекта (IQ). Таким образом, исследование подтвердило благотворное влияние музыкальных занятий на развитие детей и показало изменения в структурах мозга. Мы теперь знаем, что структурные различия мозга у музыкантов и не-музыкантов связаны с воспитанием и что мы имеем дело с проявлениями пластичности мозга, вызванными музыкальной практикой.

Музыка и когнитивные функции человека.

Сегодня мы знаем, что даже если люди начинают заниматься музыкой в зрелом возрасте, это оказывает благоприятное воздействие на их когнитивные функции. Результаты проведенных научных исследований показывают, что занятия на музыкальном инструменте улучшают контроль внимания даже у 60-70 летних начинающих учеников, и делают их движения более точными. Опираясь на эти данные, исследователи полагают, что регулярные занятия музыкой способны работать как профилактическая когнитивная терапия, которая способна приводить к созданию механизмов когнитивной компенсации в стареющем мозге.

Воздействие частот музыки на организм человека.

При прослушивании музыки, мы слышим чистый и непрерывный поток звука с определенной частотой или высотой тона. Однако, измерительные приборы показывают совсем другую картину, которую человек не в силах визуально и физически осязать. Когда часть музыкальный инструмента (к примеру, струна) совершает гармоничные колебания, она не колеблется по всей длине равномерно – колеблется лишь ее часть. Данное явление описал Пифагор еще тысячи лет назад. Тон состоит не только из основной частоты, но и из частоты, умноженной 2,3,4 и т.д. Например, частота колебания ноты ля на клавиатуре фортепиано – 440 колебаний в секунду (440 ГЦ- герц). Ряд обертонов (дополнительных призвуков) для ноты ля – это данная частота, умноженная на 2,3,4, и т.д.

Люди способны воспринимать звуки с частотой от 16-20 до 16 000-20 000 Гц.

С целью исследования изменений в поведении и состоянии группы людей, был проведен анализ воздействия акустических волн на сознание, главным образом на эмоциональные, психофизиологические факторы.

Ученые утверждают, что звуки определенной частоты, исходящие с разной периодичностью, по-разному влияют на организм человека: одни - способны дать сигналы к исцелению, расслабить мышцы и нивелировать болевые ощущения, другие – запустить процессы гормональных и биохимических изменений в организме человека, повлиять на обмен веществ.

Когда мы слушаем музыку с «целебными» частотами, наше тело и разум ощущают гармонию физического и психического состояний.

Ниже приведена классификация частот в корреляции их воздействия:

285 Гц – сигналы клеткам и тканям к исцелению. Вызывает в теле ощущение обновления, приятной лёгкости.

396 Гц – освобождает от чувства вины и страха, чтобы расчистить путь для эмоций более высоких вибраций.

417 Гц – способствует «развязыванию» сложных ситуаций.

528 Гц – сигнал к исцелению ДНК, восстановлению клеток и пробуждению сознания.

639 Гц – это вибрация, связанная с сердцем. Она позволяет стереть различие между чувством любви к себе и к «другим». Слушайте эту частоту, чтобы сбалансировать отношения.

741 Гц – сигнал к очищению и исцелению клеток от воздействия электромагнитного излучения. Помогает расширить возможности для создания желаемой реальности.

852 Гц – пробуждает интуицию.

963 Гц – активизирует деятельность шишковидной железы и приводит тело к его совершенному изначальному состоянию. Это так называемые Частоты Сольфеджио.

Система биологической награды.

Корни восприятия музыки находятся глубоко в подсознании. Согласно исследованиям, любимая музыка активизирует систему биологической награды в мозге слушателя. Музыка возбуждает в мозге прилежащее ядро (nucleus accumbens), которое находится в глубоком разделе мозга, и принадлежит лимбической системе, центру обработки эмоций. Лимбическая система включает в себя также такие структуры, как миндалевидное тело (amygdala), гиппокамп (основа механизмов запоминания), гипоталамус и др.

Система биологической награды (система вознаграждения мозга) реагирует также на еду, секс и другие «сильные» удовольствия. Почему мы можем отнести к ним и музыку? Музыка способна вызывать сильнейшие эмоциональные и даже физические реакции. Например, слезы или мурашки по коже, которые невозможно подделать.

Ряд исследований показал, что на физиологическом уровне, музыка способствует выработке гормона и нейромедиатора дофамина, который отвечает за проявления удовольствия, и приглушает болевые ощущения. Помимо этого, меняется кровяное давление, частота дыхания и сердечного ритма.

Было проведено исследование, где участникам давали слушать музыку разных жанров и показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица. Когда люди слушали веселую музыку, то эти нейтральные лица казались им более счастливыми. А когда люди слушали грустную музыку, они смотрели на лица людей и им казалось, что те выражают грустные эмоции.

Музыкальная терапия и психические расстройства

В начале 20 века, И.М. Сеченову и В.М. Бехтереву удалось экспериментальным путем доказать положительное влияние музыки на кровообращение, дыхание и нервную систему. С 1918 года, в качестве экспериментального курса, в Колумбийском университете студентам-психологам стали читать лекции по музыкотерапии.

Советский и российский хирург – ак. Б.В. Петровский использовал музыку во время сложных операций. Согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Советский и российский психоневролог ак. В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость.

В 2015 году группа ученых, под руководством Дженни Холл, провели метаанализ, в ходе которого, были проанализированы 73 исследования. Сравнивалось воздействие музыки и медикаментозной стандартной терапии до, во время или после операций. По результатам работы, выяснилось, что музыка уменьшает боль и тревожность в послеоперационный период. Что удивительно – эффект есть, даже если пациент находится под наркозом. Таким образом, музыка способна воздействовать не только в постоперационный период, но и во время самой операции.

Когда психическое состояние человека соответствует установленным диагностическим критериям, то мы можем говорить о психическом расстройстве.

Музыка и биполярное расстройство.

Биполярное расстройство личности характеризуется значительными и периодическими колебаниями настроения. Люди с биполярным расстройством нестабильны в своем психоэмоциональном состоянии: у них бывают периоды резкого падения настроения и сил, а также напротив, периоды резкого подъема настроения и высокой активности. В период ремиссии состояние стабилизируется.

Биполярность может быть как в акцентуации характера, например, при циклоидном типе личности, так и являться психопатией, расстройством личности. В последнем случае, самокритика человека стремиться к минимуму.

Есть ли связь между музыкой, биполярным расстройством и другими психиатрическими заболеваниями? В 2018 году группа британских ученых провели исследование, в котором приняли участие 102 музыканта, из разных жанров и стилей. В ходе исследования, выяснилось, что 14% из них имеют симптомы биполярного расстройства, что в четыре раза превышает средние показатели населения.

В настоящее время, нет научно-доказанного исследования, об эффективности терапии музыкой при биполярном расстройстве.

Музыка и депрессия.

Депрессивное расстройство личности характеризуется длительными периодами подавленного настроения либо утраты интереса к привычной деятельности, или способности получать от нее удовольствие. Чувства грусти и подавленности настолько выражены, что влияют на важные функции человека – сон, аппетит, взаимодействие в социуме.

Причин возникновения депрессии несколько: генетическая предрасположенность, ряд тяжелых жизненных ситуаций, предрасположенность личностных качеств: акцентуаций характера, темперамента к депрессии, сочетание нескольких причин.

Депрессия – наиболее распространенное психическое расстройство в XXI веке, которое затрагивает и пациента, и его близких, и общество, которое его окружает.

Существует несколько оснований, утверждать, что музыкальная терапия является эффективной, в терапии депрессивного расстройства.

В 2011 году финские ученые провели эксперимент с целью проверить, способна ли музыкотерапия помочь в лечении депрессии. В нем принимали участие 79 человек, все из которых получали стандартную терапию (общение со специалистом и лекарства), и только 33 из них также занимались с музыкальным терапевтом, например играли на барабанах. Через три месяца показатели этой группы по депрессии и тревожности улучшились существеннее, чем у остальных участников эксперимента.

«Наше исследование показало, что музыкальная терапия, добавленная к стандартному уходу, помогает людям снизить свои показатели депрессии и тревожности, – рассказал профессор Кристиан Голд, один из авторов эксперимента. – В музыкальной терапии есть определенные качества, которые позволяют людям выражать себя и взаимодействовать невербально, даже в таких ситуациях, когда они не могут найти слов, чтобы описать свои внутренние переживания».

Более крупное (всего 251 человек), хотя и посвященное только детям и подросткам, исследование на эту тему было проведено в 2016 году. Его проводили исследователи из Университета Куинс в Белфасте и Борнмутского университета. Группа, получающая музыкотерапию, играла на разных инструментах по своему выбору, исполняла вокальные импровизации и просто двигалась под музыку. Результаты подтвердились: у этих девочек и мальчиков снижалась депрессия, а также было отмечено развитие коммуникативных навыков и самооценки.

В 2017 году вышел обзор, описывающий положительный эффект музыкотерапии. В обзор вошли данные по девяти исследованиям, в которых, в общей сложности, приняли участие 421 человек.

Эти и аналогичные исследования касаются музыкотерапии именно как лечебной методики, которая проводится только под наблюдением специалиста. Он помогает человеку направить творческую энергию в правильное русло. Сочиняя музыку по рекомендации психотерапевта, они погружаются в свое бессознательное, где часто и бывают скрыты ответы на нужные вопросы, и выпускают свои переживания при помощи средств, допускающих большую свободу самовыражения. К тому же музыка отлично пробуждает воспоминания, которые тоже могут стать ключом к решению проблемы.

Есть и другие мнения. Группа исследователей Трансляционного научно-исследовательского института здравоохранения в области наук о мозге в Сиднее, провели эксперимент о влиянии музыки на психику людей, страдающих депрессией. В своем эксперименте они разделили людей, склонных к клинической депрессии, и остальных участников исследования, а музыку разбили на «счастливую» и «грустную». Каждый человек выбирал для себя подходящие мелодии самостоятельно. Оказалось, что грустные композиции, согласно оценке исследователей, удручали депрессивную группу сильнее, хотя и все участники эксперимента были уверены, что на самом деле им стало лучше.

В ходе исследования выявили, что у страдающих депрессией людей часто повышенный уровень руминации, то есть навязчивого обдумывания одних и тех же тем. Поэтому они воспринимают грустную музыку иначе. Она заставляет их застревать в негативных мыслях и пережитых ситуациях, и только раскачивает, без того нестабильное и подавленное состояние. Здоровый человек, который только что прошел через, как пример, расставание и слушает условно грусную музыку, способен отреагировать, проявить эмоции через слезы, и продолжить жить дальше. Склонный же к депрессии человек, сконцентрируется на других вещах, например на том, как отношения всегда заканчиваются для него разочарованием и что его больше никто никогда не полюбит, и только глубже увязнет в своем состоянии.

Музыка и шизофрения.

Шизофрения – психическое расстройство, для которого характерны изменения в образе мышления, снижении самокритики и регуляции эмоций, поведения. На фоне шизофрении, также, могут быть такие симптомы, как асоциальное поведение, нарушение сна, речи.

Поскольку шизофрения – одно из самых распространенных психических заболеваний, был проведен ряд исследований о влиянии музыки на состояние, при данном заболевании. Системный метаанализ 2009 года, выполненный группой исследователей, под руководством Кристиана Голда, показал, что музыкальная терапия, как дополнение к стандартному лечению, снижает общие симптомы заболевания, помогает в социализации больного, улучшает качество жизни. Первичный эффект наступает после трех-десяти сеансов музыкотерапии. Более значительное воздействие музыка оказывает после 16-50 сеансов.

Японское исследование показало, какие именно отделы мозга активизируются у больных шизофренией при использовании музыкальной терапии. Один из них – «островок». Он находится в глубине мозга, в нижней его части, и важен для работы сознания и эмоционального регулирования. Еще один отдел – средней височной извилины. Данная область близка к тем, что расположены в височной доле, и отвечают за анализ речи и музыки. Также, данная область важна для узнавания лиц и визуального анализа.

Музыкальная обсессия.

Музыкальная обсессия (musical obsession) – особая болезненная форма невроза навязчивых состояний. Когда отрывок текста из песни запоминается так сильно, что человек его постоянно повторяет про себя. По результатам исследований, музыкальная обсессия встречается у 98% людей. Больше склонны к ней люди, интересующиеся музыкой. Исследование 2014 года обнаружило всего 96 задокументированных случаев тяжелой формы музыкальной обсессии.

Музыка и ПТСР.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – продолжительное и тяжелое состояние человека, возникшее в следствие перенесенного тяжелого травмирующего события, такого, как участие в боевых военных действиях, подверженность насилию, тяжелым несчастным случаям. Типичными симптомами являются повторяющиеся флешбэки и застревание в прошлых событиях (картинки, мысли, кошмары). Помимо этого, человек с ПТСР может страдать от нарушений сна, концентрации внимания и памяти. В индивидуальных случаях, может развиться тревожное и другие расстройства на фоне ПТСР.

Эффективность музыкальной терапии при ПТСР, изучали многие исследователи. В частности, датская группа ученых, под руководством Болетты Даниельс Бек подвела итоги работы в статье, в 2015 году. Исследование показало, что терапия музыкой уменьшает симптомы ПТСР, стабилизирует состояние и социализирует человека. Таким образом, музыкальную терапию можно рекомендовать в качестве дополнительной терапии к основному лечению.

Биографии известных композиторов-классиков.

Гении – сложные и противоречивые личности, с точки зрения природы происхождения их гениальности. Что позволило произведениям получить всемирное признание? Врожденный дар, следствие наложенного отпечатка психологических травм или и то, и другое?

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Петр Ильич Чайковский стал одним из первых «профессиональных» композиторов. Все необычно в жизни этого человека. За всю жизнь, П.И. Чайковским было написано более 80 произведений, которые уже более 100 лет не сходят с мировых сцен. Личная жизнь композитора была полна трагических поворотов с неудачной женитьбой на одной женщине и длительным платоническим романом с другой. Среди предков композитора имелись больные эпилепсией, но сам Чайковский этим заболеванием не страдал. Вряд ли психопатологическое отягощение прошло для него бесследно, так как всю жизнь он мучился от невротических и аффективных расстройств. В девятилетнем возрасте он перенес какое-то неясное «нервное расстройство», после которого «тоска входит в его жизнь как доминирующее начало». Постепенно к ней присоединяется и страх смерти. Психические нарушения Чайковского выражались в невротических жалобах, доходящих до психосоматических заболеваний. Частыми проявлениями невроза являлись приступы истерии. «У него случались истерические реакции, выражавшиеся в приступах ярости при шуме проезжающего мимо экипажа. Порой он бывал столь раздражителен, что ему мешало даже тиканье часов».

Необычна и смерть Чайковского, о которой до сих пор спорят биографы: были ли это самоубийство или несчастный случай. Петр Ильич Чайковской скончался 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.

Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество, и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассицизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

Однако, известно, что к тяжелой депрессии Рахманинова привело именно это неудачное исполнение его Первой симфонии (опус 13).

Неодобрительная реакция публики (тогда было принято высказываться во время исполнения вслух) и критики, не пожалевшие ядовитых стрел для юного автора, нанесли психике Рахманинова удар огромной разрушительной силы. Он полностью утратил веру в себя. Это сопровождалось полной апатией к жизни вообще. Сергей Васильевич молчал, много курил, днями лежал в постели, иногда срывался в слёзы. Ходил давать уроки, чтобы как-то свести концы с концами, и снова впадал в "чёрную меланхолию", как он это называл.

Роберт Шуман (1810-1856)

Немецкий композитор, педагог и критик, Роберт Шуман страдал депрессиями с юности, но основной причиной его прогрессирующего умопомешательства предположительно был сифилис. Эта болезнь сопровождала многих гениев в то время.

В острой фазе у композитора появлялась бессонница, он активно писал музыку, играл на инструменте, был сверхпродуктивным. Когда активная фаза сменялась фазой депрессии, уровень концентрации композитора снижался, психологическое состояние становилось нестабильным: возникало чувство вины и аутоагрессия, тяга к саморазрушению.

Шуман разговаривал со столами (возможно, отголоски модного в те времена столоверчения — практики вызывания духов), видел ангелов и демонов. Болезнь брала свое: со временем Шуман все чаще оставляет произведения неоконченными, оркестровки (переложения музыки для оркестра) грешат безграмотностью — многое было переоркестровано Густавом Малером, Александром Глазуновым и другими композиторами. Первые признаки сумасшествия появились у Шумана в 24 года, а к 46 он стал совсем плох.

После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. Он не получал радости от музыки, ослаб и практически не вставал с постели, а 29 июля 1856 года умер. Эйген Блейлер приводил случай Шумана в качестве классического примера шизофрении, поскольку у него наблюдались типичные симптомы, вроде галлюцинаций. а другие исследователи и биографы считали, что у него было биполярное аффективное расстройство.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Многие исследователи жизни великого австрийского композитора – Вольфганга Амадея Моцарта, считают, что он страдал синдромом Туретта (хроническое расстройство центральной нервной системы, при котором возникают множественные непроизвольные сокращения мышц). Амадей страдал от нервных подергиваний и лицевых тиков, прерывал свою речь странными восклицаниями, мог спонтанно произносить проклятия. Современники отмечали, что Моцарт любил юмор.

У Моцарта было множество навязчивых идей и необоснованных страхов: например, у него всегда был неестественный страх, когда его жена собиралась куда-то выходить из дома. Моцарт был безумно скрупулезным в отношении бытовых вопросов.

Также, у него часто случались резкие перепады настроения без какой-либо очевидной причины: он мог быть через чур оптимистично настроен, и вдруг, тут же, впасть в глубокое депрессивное настроение. Что наводит на мысль о биполярном расстройстве, еще одной сопутствующей патологии, часто встречающейся у творческих гениев. Некоторые элементы поведения Моцарта могут указывать на наличие СДВГ.

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827)

Немецкий композитор, пианист и дирижер – Людвиг Ван Бетховен, переживал маниакальные и депрессивные периоды биполярного расстройства и был близок к самоубийству. Творческий подъем энергии сменялся у него апатией. И чтобы переключиться и вновь заставить себя снова писать музыку, Бетховен окунал голову в таз с ледяной водой.

В 28 лет Бетховен начал терять слух. Это происходило постепенно. Возможно, причиной стала болезнь, перенесенная годом раньше. Он испытывал болезненные ощущения, шум и звон в ушах, постепенно переставал слышать тихие высокие звуки.

В апреле 1802 года он отправился лечиться на курорт Гейлигенштадт непода­леку от Вены. Там он впал в депрессию и решил покончить с собой. В исповеди под названием «Гейлигенштадтское завещание», он рассказывал о «жгучем страхе» людей, боязни быть уличенным в своем недуге и о жестокой судьбе. В письме, адресованном его братьям, композитор сообщает, что навсегда потерял слух: «Я спокоен. Не несчастен, нет — это было бы для меня невыносимо». К счастью, до суицида дело не дошло. Несмотря на прогрессирующую болезнь, Бетховен продолжал выступать как пианист, а в 1806–1814 годах — как дири­жер. Иногда он импровизировал в частных салонах. Почти полная глухота наступила примерно в 1818 году, за девять лет до смерти. В жизни немецкого композитора, было, как минимум, два периода депрессии в жизни, в 1802-ом и 1813-ом году – после тяжелых ситуаций в жизни. В 1802-ом году – после того, как он начал терять слух. В 1813-ом Людвиг Ван Бетховен теряет свою возлюбленную Франсуа Мэй. Музыкальный талант и гений тяжело воспринимает эти жизненные обстоятельства.

Воздействие музыки на поведение и состояние животных и растения.

В 2012 году исследователи из университета штата Колорадо изучили поведение 117-ти собак, включая для них классические произведения, тяжелую музыку и другие направления. Результаты исследования показали, что классическая музыка способствует расслаблению собак, а тяжёлые ритмы, наоборот, вызывают нервозность и тревожность. Исследователи считают, что такая реакция обусловлена величиной породы и голосового диапазона: чем крупнее собака, тем сильнее еë реакция будет похожа на человеческую.

Ветеринары из Лиссабонского университета в Португалии провели эксперимент, во время которого 12 стерилизованных кошек поочерёдно слушали разные музыкальные композиции, среди которых были как классическая музыка, так и тяжелая металлическая. Наблюдая за дыханием и движением зрачков животных, медики сделали заключение, что тяжелая музыка влияет на увеличение уровня стресса в организме животных, а классическая музыка – существенно уменьшала его. Исследователи считают, что звуковая стимуляция пациентов во время операции может помочь уменьшить уровень необходимой анестезии, и снизить размер побочных реакций от обезболивающих препаратов.

Подобные исследования проводились также и на других животных. Команда исследователей из Америки провела эксперимент и на обезьянах, спародировав их крики при помощи музыки. Оказалось, что части композиции, сделанные на основе классической музыки, помогают животным отдохнуть и даже немного усиливают аппетит, а вот звуки, похожие на их собственные, стимулируют нервную систему и вызывают выброс адреналина.

В 2001 году исследователи Лестерского университета провели следующий эксперимент: они включали разные композиции стаду молочных коров. На протяжении девяти недель исследователи чередовали медленную и быструю музыку с двенадцатичасовой тишиной. Оказалось, что спокойная музыка способствует увеличению способности давать молоко, снимая с коров стресс: на одну особь приходится 730 дополнительных миллилитров молока в день.

В 2012 году исследователи из британского Университета Линкольна изучили предпочтения в музыке у жако (серых африканских попугаев). После прослушивания ряда ритмичных песен птицы начали двигаться в такт музыке и даже подпевали, иногда при помощи подражания человеческой речи. А вот произведения Баха побуждали жако отдыхать и чистить пёрышки.

Согласно американским исследованиям, правильно подобранные мелодии способствуют спокойному поведению животных. По мнению ученых, музыка полезна не только домашним питомцам, но и скоту всех видов: под спокойную музыку коровы дают больше молока, а лошади лучше едят, если им включить кантри-музыку.

Подобно тому, как музыка влияет на человеческие души и души животных, она способна воздействовать и на растения – рост и состояние.

Рост растений зависит, прежде всего, от звуковых частот. Так, при волнах частотой в 6 кГц растения, слушая музыку, развиваются быстрее, при 7-9 кГц − медленнее, а свыше 10 кГц и вовсе погибают. Установлено, что на растения благотворно влияют звуки низкой частоты: рокот морских волн и грома, журчание рек, гудение шмеля. В связи с этим, наиболее благотворно на рост и развитие растений влияет классическая музыка, частота волны которой составляет как правило 3-5 кГц. А вот рок абсолютно пагубен – 8 кГц. Хотя забавно отметить, что в ряде исследований многие тропические растения были признаны «фанатами» современного рэпа.

По мнению исследователей, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме. Резонанс – это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.

Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация – явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу. Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда этих колебаний их увеличивает. В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.

Интересен опыт, проведенный в 70-х годах американской исследовательницей Дороти Ретеллек. Для чистоты эксперимента она использовала специальные камеры с жестко установленным световым, влажностным и температурным режимом, куда поместила 10-дневные побеги растений. Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Так что важно не только качество музыки, но и продолжительность ее воздействия. В то же время исследование показало, что на музыку Баха и индийские мелодии растения отзывались положительно, стебли тянулись к источнику звука. А вот на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы они отвечали уменьшением размеров листьев и корней и все растения отклонялись от источника звука.

Подобных опытов было проведено много и в разных странах. США, 1979 год, Дан Карлсон разработал методику стимуляции роста растений, названную им «Озвученный цветок». Она включала озвучивание растений и семян (музыка плюс высокочастотные сигналы 3—8 кГц) и внекорневую обработку раствором гиббереллина и микроэлементов. Следуя этой методике, удалось получить растение томата высотой 4,5 метра, на котором можно было насчитать 835 плодов. Утроить урожай папайи – на одном растении выросло 135 больших плодов, вместо обычных 30-35. Изучение химического состава озвученных проростков пшеницы показало, что в них по сравнению с контрольными содержится в 20 раз больше витамина А, в 5 раз больше витаминов С и B. Дан Карлсон организовал производство кассет с записью музыки, стимулирующей рост растений, поставил торговлю ими и питательными растворами на солидную коммерческую основу.

Воздействие звуков природы на организм человека.

Наравне с созданной композиторами музыкой, свое воздействие на состояние организма человека имеют и звуки окружающей среды, звуки природы - звуки шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

В психологии существует такой термин как "слуховой путь" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук окружающей среды имеют свои слуховые пути.

Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.

Известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, способны воздействовать на бактерии, вирусы и инфекции. Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови.

Американские ученые пришли к выводу, что больные начинают чувствовать себя лучше, когда им включают записи с природными звуками. По словам ученых, пациенты госпиталей, принимавшие участие в исследовании, заявили об улучшении настроения, снижении острой боли, приливе сил и отсутствии постоянного стресса.

Известный британский композитор, основатель жанра эмбиент в музыке - Брайан Ино в январе 1975 года попал в аварию. Повреждение было несильным, и всё же он был прикован к постели в статичном положении. Ино посетила подруга Джуди Найлон, и принесла послушать пластинку арфовой музыки XVIII столетия. "Когда она ушла, я с определёнными трудностями поставил пластинку", — вспоминал музыкант. "Вернувшись в лежачее положение, я обнаружил, что усилитель настроен на крайне малую громкость, а один стереоканал и вовсе не работал. Поскольку у меня уже не было сил встать и улучшить положение, пластинка играла едва слышно. За окном шёл дождь, и эти странные звуки арфы едва-едва заглушали капли дождя. Таким образом мне представилась идея нового способа слушания музыки — как части окружающей среды, подобно тому, как полоска света или звуки дождя являлись частью моего окружения".

Список используемой литературы:

1. Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе, (2020 г.), «Музыка и мозг» [1, с. 253]

2. Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе, (2020 г.), «Музыка и мозг» [1, с. 257]

3. Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе, (2020 г.), «Музыка и мозг» [1, с. 260]

4. Википедия, биография Моцарта [Электронный ресурс]

5. Википедия, биография Бетховена [Электронный ресурс]

6. Виктор Лензон, (2021 г.), «Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку»

7. Зинченко В.П., (2010 г.), «Сознание и творческий акт»

8. Карл Штумпф «Фундаментальная психология у истоков неклассической парадигмы»

9. Корсакова М. «Мозг и музыка. Как чувства проявляют себя в музыке и почему ее понимание доступно всем»

10. Левитин Дэниел, (2021 г.), «На музыке. Наука о человеческой одержимости звуком»

11. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. М., 2008.

12. Н.В. Лукьянова, статья «Музыка и дети» [Электронный ресурс]

13. И.М. Догель, (1898 г.) «Влияние музыки на человека и животных»

14. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В (2014 г.) «Основы музыкальной психологии: учебное пособие»

15. Черниговская Т.В., (2015 г.) «Философия творчества» - Статья «Творчество как предназначение мозга»

16. Черниговская Т.В., (2013 г.) «Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание».

17. Черниговская Т.В., Лекция «Музыка и мозг»

Обучение психологии и психотерапии