Дюкрэ Л. В., врач-косметолог, психолог-консультант, Москва,
Фланаган О.В. , бакалавр психологии, психолог-консультант, косметолог-стилист, ассистент инструктора косметологии-стилистики,
Виена (США)
В настоящее время пластическая хирургия пользуется большой популярностью, однако клиенты пластического хирурга зачастую нуждаются не в хирургическом вмешательстве, а в психологической помощи. В связи с чем встает вопрос о возможностях взаимодействия и сотрудничества специалистов пластической хирургии и практической психологии.
В данном контексте для начала следует обратить внимание на причины, которыми руководствуются люди, приходя к врачу-косметологу. Врожденные или приобретенные физические недостатки вследствие травм или несчастных случаев - это, несомненно, показание к пластической операции. Но часто к пластике прибегают люди, которые субъективно недовольны своей внешностью, хотя медицинских показаний к операции нет. Каждый человек вправе улучшать свою внешность, но специалистам нужно помнить об этической стороне, быть уверенными в том, что те изменения, которым подвергается тело клиента путем пластической операции, принесут желаемый результат и улучшат его внешний вид.
Среди людей, прибегающих к помощи пластической хирургии, встречаются те, кому рискованно делать пластическую операцию по причине психических расстройств. И чтобы распознать эти расстройства, врач должен обладать опытом, определенным чутьем и хорошо разбираться в людях.
Конечно, еще лучше, если предварительная консультация проводится хирургом совместно с психологом. При таком подходе возможно не только распознать человека, которому не рекомендована пластика, но и лучше узнать, что необходимо пациенту для улучшения конечного результата операции.
В связи с этим важным представляется рассмотрение тех категорий клиентов, кому не рекомендованы пластические операции в силу специфической организации психики, а именно:
1. Люди, которые не могут остановиться в количестве операций или те, кто хочет не просто скорректировать одно или несколько недостатков, а подвергнуться большому количеству операций сразу — как правило, с нарушением самоидентификации, стремящиеся к воображаемому идеалу, нредко выбирая в качестве образца для подражания кого-то из известных людей, звёзд, идентифицируя себя с ними.
2. Люди, стремящиеся к субъективному анатомическому совершенству. Одержимые пластикой, редко бывают довольны результатами операции и приходят в клинику снова и снова, но не только чтобы переделать предыдущий результат, но и чтобы изменить еще что-нибудь в своей внешности.
3. Люди, страдающие диагностированными психическими заболеваниями ( напр. шизофренией, паранойей, психозом)
4. Пациенты с дисморфофобией, являющейся видом невроза, характерным патологической боязнью выглядеть уродом [2]. Эти люди убеждены, что они выглядят очень странно, несмотря на то, что в их внешности нет совершенно ничего ненормального. Дисморфофобия обычно выявляется у лиц, достаточно критически относящихся к своей внешности, несмотря на отсутствие значимых дефектов и на то, что окружающие не придают особой значимости или не замечают «дефекта».
Есть категория пациентов, склонных постоянно что-то улучшать в своей внешности, склонных к перфекционизму и нарциссизму, - это частые пациенты пластических клиник. Эти люди считают, что их внешность недостаточно хороша и находят недостатки там, где их на самом деле нет. Часто они выражают очень странные просьбы, например, в возрасте 20 лет сделать подтяжку лица, причем такие пациенты искренне верят в наличие у них «страшных» недостатков. При работе с такой категорией, психотерапевт должен попытаться убедить пациента в нецелесообразности операции. Если же операция все-таки будет проводиться, психотерепевт должен настроить пациента на единичность хирургического вмешательства, то есть не позволить ему приходить в клинику раз за разом. Часто пациенты-перфекционисты делают несколько пластических операций, и если с ними не работать, то они могут перейти в категорию «одержимых пластической хирургией».
Есть категория пациентов, которые прибегают к помощи пластической хирургии вследствие каких-либо поворотных или стрессовых моментов в жизни. Большую часть этой категории составляют женщины, потому что они более склонны связывать изменение внешности с изменениями в жизни. Развод, кардинальная смена работы, смерть близких — эти события могут быть вескими причинами для того, чтобы решиться на пластическую операцию. В данном случае и хирургу, и психотерапевту необходимо корректно выяснить, с чем связано желание измениться, и объяснить пациенту, что, возможно, в будущем он пожалеет о сделанных изменениях.
У пациентов после пластической операции психическое состояние может улучшиться, если операцию проводят в сочетании с психотерапией. Такие пациенты, независимо от степени имеющихся у них психических отклонений, должны иметь реалистичные и четко определенные ожидания и понимать, какие возможности и ограничения связаны с планируемой операцией. В подобных случаях большое значение имеет тесное сотрудничество психотерапевта и пластического хирурга, чтобы решение о проведении операции принимали оба эти специалиста, работающие вместе.
Пластические операции не следует проводить пациентам с шизофренией, психозом или паранойей.
Рассмотрим этапы взаимодействия психотерапевта и пластического хирурга:
· первичная консультация - выявление пациентов, которым не рекомендованы пластические операции, выяснение истинных причин обращения, подтверждение адекватности ожидаемых результатов.
· предоперационный период - работа с клиентом для создания позитивного, благоприятного психического состояния перед операцией .
· послеоперационный период - работа с психическим состоянием клиента после операции, когда операция позади, но результат ещё не виден и предстоит реабилитационный период.
Следует также помнить, что пластическая операция вызывает психологический стресс даже у пациентов, являющихся психически здоровыми людьми. Перед проведением операции пациенты должны находиться в состоянии устойчивого психологического равновесия, чтобы они могли адекватно воспринять процесс заживления после операции , и адаптироваться к своей новой внешности. Пациентам в состоянии временного нарушения психологического равновесия, например, после развода или смерти близкого родственника, следует подождать, пока к ним не придет ощущение большей стабильности и безопасности.
Масштабы психологического стресса связаны с масштабом операции. Операция могут длиться длится 6-7 часов, и первоначальным результатом ее обычно является до неузнаваемости отекшее лицо или другая часть тела, подвергшаяся операционному вмешательству .После того, как через некоторое время произойдет заживление тканей и новая, усовершенствованная внешность уже примет окончательную форму, пациент должен суметь привыкнуть и принять себя в новом виде, в этот период также ему очень поможет психотерапевт.
Необходимость совместной работы специалистов пластической хирургии и психологии очевидна на всех этапах, начиная с первого, отсеивающего клиентов, нерекомендуемых для проведения операций, и далее, во всех последующих, участие в которых ведет к повышению качества самих операций, проводимых на фоне комфортного психического состояния пациента, его позитивного настроя и благоприятного выхода из реабилитационного периода.
Список литературы:
1. Сластенина В.В. Взаимосвязь психологических особенностей и межличностных отношений женщин, прибегающих к услугам эстетической хирургии: Автореф… дис. канд. псих. наук. - Самара, 2007.
2. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
3. Пер Хеден Энциклопедия пластической хирургии. - М.: АСТ, Астрель, 2014.