Бульбаш Ю. Г.,
психолог-консультант
Донецк
На сегодняшний день в России насчитывается около 50 млн. супружеских пар, среди которых и межнациональные семьи. Согласно статистике, числе межнациональных браков в настоящее время быстро растет, что, соответственно, делает актуальной проблему консультирования таких семей, обладающих своей этнокультурной спецификой. Одной из причин роста численности таких семей в последнее время является миграция, урбанизация, рост межэтнических контактов. По данным статистических исследований ежегодного демографического доклада «Население России», «этнически смешанные домохозяйства составляют в целом по стране около 25 %. Долю этнически смешанных брачных пар условно можно считать такой же». Важно отметить, что в последние годы в России актуальными становятся межнациональные браки с иностранным партнером (браки с иностранцами), где брачный партнер является представителем государства дальнего зарубежья. В основном среди зарегистрированных браков с иностранцами преобладают браки женского населения России. Анализ данных Дворцов бракосочетания по г. Москве показывает, что браки российских женщин с мужчинами-иностранцами составляют 90 %, а российских мужчин с женщинами-иностранками – 9 %. Также большие обороты в настоящее время набирают браки с «кавказцами».
Согласно социодемографической статистике, межнациональные браки присущи всем социальным категориям. Обычно люди, создавая семью, стремятся к собственному счастью, а не к сохранению нации и не склонны гипертрофировать национальный фактор в области семейной жизни.
Для понимания особенностей консультирования различных семей, обозначим следующие типы:
- однонациональная семья, неукоснительно соблюдающая национальные обычаи, традиционные для данного этноса нормы внутрисемейного общения. Для таких семей характерно, как правило, ограничение круга дружеского несемейного общения с представителями своей национальности. В таких семьях у детей воспитывается национальная замкнутость, недоверие к людям других национальностей;
- национально-смешанная, в которой обычаи и традиции одной нации поглощены другой. В сельских семьях такое «поглощение» происходило, как правило, в пользу той нации, в которой существовала данная семья. В семьях такого типа все же не воспитываются установки на национальную исключительность, хотя националистические предубеждения с этим типом семьи нередко уживаются;
- городская семья с урбанизированным укладом семейной жизни с отказом от национальных семейных традиций и культурных ценностей как чего-то архаичного и отжившего. Национализм у нового поколения в такой семье не воспитывается, но и не воспитывается правильное понимание национального менталитета, чувств, традиций, формируется нигилистическое отношение к ним;
- семьи как однонациональные, так и смешанные, где национальные традиции и культурные ценности не игнорируются, но воспринимаются как уважение и доверие к человеку независимо от его национальной принадлежности, формируется наиболее благоприятные установки межэтнического общения.
Межнациональная семья сегодня переживает сложный период, в связи со сложившейся ситуации в стране и мире. В настоящее время, осложнение в межнациональных отношениях породили проблемы беженцев, а, следовательно, вызвали дестабилизацию семьи. Депортации людей по национальному признаку не могли не привести к разрушению человеческих судеб, драмам и трагедиям и в значительной степени послаблению семьи, связей между поколениями, утраты национальной культуры и традиций.
Эта проблема очень важна, на современном этапе ее рассматривают ученые разных направлений: философии, социологии, экономики и др. Не случайно в последнее время этой проблемой занимаются многие авторы.
Расширение института брака с иностранным партнером в России, безусловно, требует их изучения, глубинного понимания их сущности, объяснения межнационального брачного выбора на индивидуальном уровне и его географический состав, закономерностей межнациональной коммуникации, диагностику и прогнозы их дальнейшего развития, чтобы на этой основе производить оценку возможных социальных последствий. Каждый из партнеров является представителем своей социальной общности с особенным набором характеристик: культурных, социальных, психологических, политических, экономических и других.
Необходимо подчеркнуть, что интерес к изучению браков (межнациональных браков) носит междисциплинарный характер.
Однако, несмотря на имеющиеся работы по данной научной теме, проблема межнациональных браков с иностранным партнером исследована фрагментарно. Она требует детального изучения этого социального явления как активно развивающегося в современных условиях российского общества. Значимым является также понимание внутреннего своеобразия данного феномена в связи с его близкой взаимосвязью с процессом социального воспроизводства российского общества.
Используемые сегодня различные социально-педагогические, психолого-педагогические технологии и формы работы с семьями в условиях многонациональной среды не в полной мере обеспечивают эффективность работы специалистов. Причиной этому является отсутствие у них этнопедагогических знаний, необходимых для эффективной работы в современном поликультурном социуме, или их недостаточная сформированность.
Выделим некоторые аспекты, на которые следует обращать внимание при работе с межнациональной семьей.
Безусловно, как на сознательном, так и на бессознательном уровне происходят процессы преобразования первоначальной идентичности индивидов. Сознательный уровень характеризуется в намеренном непринятии чужого и приверженности своему как изначально-усвоенному или, наоборот, его принятие. На бессознательном уровне, иногда даже незаметно для себя, индивид овладевает национально-культурными признаками противоположного брачного партнера. Сознательное или бессознательное принятие не имеет особо серьезных последствий. Однако проявления сознательного непринятия подразумевает более трудное положение супругов в браке, когда один из них (либо каждый из них) рассматривает собственную культуру как центр и меру всех вещей, тем самым культура партнера недооценивается по сравнению с собственной.
Способствование трансформации национально-культурной идентичности в межнациональном браке с иностранным партнером обусловлено именно в русле коммуникационной активности брачных партнеров, насколько каждый из них умеет выражать, отстаивать и навязывать собственное мнение в рамках супружеской действительности. В браке с иностранцем наблюдается большое разнообразие трансформационных моментов. В плане гражданского показателя, это может быть факт принятия гражданства партнера, что означает нарушение собственной идентичности. К таковым моментам относятся практическое применение одним брачным партнером обычаев, традиций, обрядов, привычек, церемоний, ритуалов, кухни, домашнего обустройства, языка противоположного брачного партнера с целью либо личного интереса, либо для поддержания гармонии отношений и общего благополучия брака.
Две разные культуры настолько близко взаимодействуют друг с другом в рамках межнационального брака с иностранцем, что даже невольно, даже со стороны полного отчуждения культурных свойств партнера, все равно будет наблюдаться, пусть небольшое, но искажение первоначальной национально-культурной идентичности. Это неизбежный процесс, потому что в процессе ежедневных межличностных взаимоотношений супруги явно или неявно будут демонстрировать усвоенные им качества собственной культуры, которые так долго присутствовали в их личном, внутреннем мире и которые обязательно будут проявляться в совместной брачной жизни. У человека, усваивавшего культурные особенности данной конкретной национальной общности на протяжении своей сознательной жизнедеятельности, на этапе становления личностью, существует очень маленькая вероятность того, что он вычеркнет их полностью из собственного сознания, и не будет акцентировать на них внимание. И на уровне сознательного, и на уровне бессознательного, в силу объективных или субъективных обстоятельств, брачные партнеры испытывают проникновение противоположных культур, тем самым, разрушая первоначальные грани своей идентичности.
Наиболее устойчивой к трансформации идентичности является религия. Она выступает фундаментом духовного начала человека, его индивидуальным подходам к вопросу веры, религиозных чувств. Глобально трансформация идентичности в рамках религии выражается в принятии веры партнера, но такие случаи очень редки, они носят единичный аспект. В целом, в религии вопрос преобразования идентичности носит относительно демократичный характер.
Процессы трансформации идентичности брачных партнеров накладывают определенную долю сложности на протекание коммуникаций в браке. Информационное донесение собственного мнения брачному партнеру через призму национально-культурных различий с целью взаимопонимания и взаимоуважения требует наибольшего умения и способностей для объяснения, «почему именно так, а не по-другому».
Проблема усугубляется тем, что женщина, выбирающая в отцы своему ребёнку иностранца или просто человека иной культуры, не воспринимает до конца личности этого мужчины. Например, как русская женщина может охарактеризовать своего русского мужа - возможно множество вариантов: добрый, сильный, отзывчивый, пьющий, трезвенник, трудоголик, внимательный, заботливый, грубый, нежный и т.д. С другой стороны, супруга иной культуры описывают иначе: француз, американец, чеченец, грек, финн. То есть, национальность своеобразно заменяет все человеческие качества. Отчасти указание на место рождения человека кое о чём свидетельствует, но не дает полного понимания личности человека.
Не менее серьезной является и угроза внутрисемейных конфликтов на почве национальных различий, угроза внутреннего, психологического «раздвоения» детей, попадающих в конфликтную ситуацию (например, в армяно-азербайджанском, грузино-абхазском, осетино-ингушском, русско-чеченском, русско-еврейском, русско-латышском и других межнациональных браках).
Также встает вопрос о том, каким должно быть воспитание в национально-смешанных семьях. Можно утверждать, что если в детстве сформировать уважение к человеку, то этот ребенок получит как бы иммунитет к любым формам национализма и шовинизма. Не может стать националистом человек, если он воспитан в духе доброжелательности к людям, уважению к человеческому достоинству. В семье закладываются основы отношений личности к представительствам других общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье человек уже с малого возраста становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит.
Специалистам, занимающимся консультированием таких семей, необходимо располагать как можно большими знаниями об особенностях тех или иных культур. Особенно нужно обращать на такие особенности при консультировании клиентов с запросами о замужестве, выборе партнера. На сложности в воспитании детей, возможных разногласиях и нежелательных последствиях. В последнее время мы сталкиваемся все чаще с ситуациями, когда мать не может иметь возможности даже общения с собственными детьми, не говоря уже о том, в каком статусе она остается. Таким образом, можно сделать вывод об актуальности данной темы, а также о необходимости проведения дополнительных исследований в сфере межнациональных браков и важности информирования клиентов об особенностях таких семей при соответствующем запросе.
Список литературы:
1. Варга А. Системная семейная психотерапия. — М., 2001.
2. Корнеева С.В. Межнациональные браки с иностранным партнером в современных условиях российского общества: социологический анализ: Автореф... дис. канд. соц. наук. - М., 2006.
3. Трифонова Т.Л. Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей: автореф. дис. канд. философ. наук: 09.00.11. - Улан-Удэ, 2008.