Чурсина Наталья Юрьевна
Психолог-консультант, семейный консультант,
частная практика гомепатии.
Сегодня в мире, где уровень агрессии чрезвычайно повышен, уровень духовных стремлений и ценностей сдвинут в сторону материальных механизмов и первичных уровней осознания, проблема виктимного поведения женщин приобрела огромный масштаб – и тем не менее остается табуированной и недостаточно неизученной, с точки зрения, этиологий и терапевтиических подходов.
Здесь возникает не только идея необходимости терапевтической помощи и коррекции в пост фактум травматической ситуации, но тема возможности превентивной работы и выводе на уровень осознания всех возможных предпосылок к развитию черт со-зависимой личности и виктимного поведения.
У женщин - жертв мы наблюдаем обширные клинические последствия насилия различного генеза – признаки их соответствуют симптомам посттравматического расстройства, образуют совокупность, разрушающую структуру Эго и деформирующих изначально заложенные позитивные пути реализации личности во всех сферах бытия.
Насилие имеет различные виды и формы – в данном случае, под термином «жертва», мы подразумеваем совершение насилия против индивида, то есть принудительное воздействие - физическое, сексуальное, экономическое или иное, в результате которого подавленная травма нарушает путь интеграции личности и формируется аддиктивное поведение в будущем, затрагивающее все проявления личности и, которое может рассматриваться, как синдром.
Тема насилия обширна и проявления его порой не очевидны, маскируясь под морализации и работающие механизмы защиты.
Поэтому вопрос этиологии и структуры здесь очень важны, т.к. являются определяющими для установления причинно-следственных связей.
Это первично – изначальные конституциональные данные, включающие генно-наследственный фактор, недифференцированность личности родителей, недостаточность эмоционального контакта с ними в ранний период и проистекающие отсюда проблемы ранней социализации.
Является ли факт пережитогого в детстве или подростковом возрасте насилия, сексуального в том числе, следствием совокупности неких причин, лежащих в поле бессознательного и можем ли мы, систематизировать их чтобы создать терапевтический метод трансформации личности до состояния «restitutio ad integrum», имея в виду возвращение к ведущим и сильнейшим чертам изначальной конституции и высвобождение ее потенциала, не подавляя воспоминания о пережитом, но трансформируя их в ресурс?
Какие механизмы включаются в поле подобных травматизаций?
В первую очередь - это диссоциация – защита, позволяющая жертве продолжать участие во внешней жизни.
Однако, это происходит за счет ресурса из внутреннего депо и огромных личностных энергозатрат. Вытесненное внешне, травматическое событие переполняет внутреннюю жизнь личности и определяет ее, подменяя смыслы и деформируя ценности .
Психика продолжает травмировать самое себя, акт пережитого насилия продолжается во внутреннем мире, трансформированный образ преследователя становится травматогенным внутри самой личности и индивид с периодичностью обнаруживает себя в ситуациях повторной травматизации (Д.Калшед 2001).
То есть мы наблюдаем феномен компульсивных повторений.
В случае, когда первичная травматизация происходит в раннем возрасте - до формирования связанного Эго, то интеграция личности деформирована и возвращение к пути природнозаложенных реализаций становится непростой терапевтической задачей. Травмирующее событие направляет развитие личности внутрь, особенно, если пережившая событие, не имея тонкой эмоциональной связи с близкими личность, была вынуждена держать это в себе, рассматривать себя в качестве жертвы агрессии со стороны других, а затем и всего окружающего мира, часто не имея ресурса для мобилизации себя, чтобы отстоять свою индивидуализацию и реализовать потребность в самозащите.
То есть внутри личности индивида мы наблюдаем формирование внутренней фигуры – охранника от внешнего, которая в то же время жестко критикует, разобщая Эго на части и уводя от конституциональной целостности, заложенной природным замыслом, как уже говорилось выше.
Патопсихологические последствия травмы оказывают действие как сами по себе, так и действуют уже изнутри – внешнее событие само по себе не является расщепляющим психику фактором Б в отличие от запущенного ею механизма.
Если до этого, нормально интегрированные переживания - как психические, так и соматические, включающие аффекты и ощущения тела, становятся частью личной идентичности, то расщепленные способствуют возникновению психосоматических заболеваний.
Это тоже часть системы защит – где архаические механизмы призваны сохранять личность в «безопасности» - и эта система самосохранения вместо интеграции ведет к раз воплощению (разотождествлению) и сохранению существования хотя бы на уровне ложного Эго, чтобы унять состояние тревоги.
Так формируются два образа самого себя. Хрупкая, уязвимая часть личности отделяется бессознательно от реальности и осознанного с ней контакта, чтобы предохранить ее от повторного насилия (по замечанию Юнга «диссоциация является нормальной частью защиты психики от травматического воздействия»), но на этом интеграция прекращается , наблюдается феномен разобщения воображения и аффекта и уже этот внутренний посредник расщепляет психику, при этом органическая связь с реальностью нарушается и возникает почва для многочисленных психосоматических расстройств.
В этом контексте логична гипотеза обращения к теории субличности и успешного применения метода психосинтеза, но здесь хотелось бы отдельно остановиться на роли психосоматических проявлений, как указующего материала для терапевта.
Изучение симптома, как части совокупной картины, наблюдение за пациентками с отягощенным пережитым насилием анамнезом, личный и заимствованный опыт клиницистов холистического направления, дает нам позитивные терапевтические результаты в области практической гомеопатии.
Ценность симптома, его место в детально собранном анамнезе, дает нам возможность увидеть картину системного подобия и, согласно гомеопатическому закону об излечении подобного подобным, мы видим природой созданную систематизацию, лежащую пока за границами доказательной медицины, но имеющую огромную испытытельную базу, со времен создания гомеопатического метода на протяжении двухсот лет.
Особенности гомеопатического метода и его структура останутся за скобками этого короткого доклада, мне хотелось бы привести клинические наблюдения психосоматических случаев со случаями насилия и травматизацией со стороны внешнего агрессивного воздействия в анамнезе.
Основной гомеопатический принцип «Similia similibus curentur» (подобное лечится подобным) является естественным следствием афоризма Гиппократа «Natura morborum medicatrix» – болезни излечивает природа.
Болезненное состояние – это процесс адаптиции к окружающему – социальному и биологическому миру.
Но жизнь существует не как локальный феномен, а как целостное проявление, а целостность «базируется на неуловимом факторе, который называют душой» (Пабло Паскеро, Основные принципы гомеопатии)
В основе личности лежит душа и именно изучение души, то есть личностных качеств которые представляют индивиидум в целом, роднят гомеопатию и психологию и дают огромные перспективы объединению этих наук.
Характер, душа и сознание – столь же реальные стороны функционирования организма, как и органы тела – все это является составными частями личности.
Организм, как целостное проявление, служит цели, определяемой внутренней частью личности, путь которой в конечном счете - это выход на свет из тьмы подсознания. Действие психологии и гомеопатии направлено на внутреннее ядро личности и совокупность симптомов проявляется в том, какую картину проявлений мы имеем в данный момент – что любит индивид и что нет, что принимает и что нет, в рамках дозволенного его личности, его желания и отвращения, привычки, стиль жизни и телесные проявления.
Следует отметить, что функция гомеопатических лекарств отлична от аллопатических, направленных на устранение отдельного симптома. Их действие направлено на болезненную чувствительность, то есть стимуляцию и исправление жизненной силы, иначе говоря, на восстановление психосоматического равновесия.
Клинические аспекты подбора специального в данном случае подобного препарата – симилимума – тема для отдельного доклада, равно как и классификация симптомов.
Здесь уместно сказать о том, что гомеопатическая «Материя Медика» имеет в распоряжении 40000 симптомов, характеризующих психо-морфологические функциональные реакции организма и действие более 4000 природных средств, имеющих подобные свойства проявлений при воздействии на организм.
Калибруя симптомы по силе, характеру и интенсивности, учитывая модальности, мы обнаруживаем лекарственную картину, подобную тому или иному природному средству из мира растений, животных, минералов и других проявлений материи.
Фокус данного моего гипотетического исследования находится в изучении женской природы и подобий женских состояний в поле виктимных проявлений с присутствующим насилием в анамнезе.
Поэтому мы рассмотрим первое средство, имеющее огромную базу клинических испытаний и случаев.
Это - Stafisagria – стефаново семя, соколка, гнидник, живокость аптечная, дельфиниум. Описание по Моррисону – Никитину. Приятный. Пациентка на работе выглядит очень приятной и славной. Она производит впечатление человека, прилагающего все усилия к тому, чтобы быть хорошим пациентом, стараясь вызвать сочувствие врача.
Этот особенно справедливо, так как история, которую она расскажет, чаще всего – история перенесенного горя. Подавление – основная причина болезни пациента Стафизагрия. Обычно пациент настолько мягкий, что не может защитить себя.
Особенно этот препарат показан тем, чьи мужья подвергают их оскорблению, возможно применение для детей, у которых жестокие или агрессивные родители.
Важно помнить, что после приема этого средства, возможно, пациентка найдет силы разорвать такой брак или отношения. К этому дополнительному бремени ответственности специалист должен отнестись серьезно.
Выражение гнева. Тип Стафизагрия чаще описан в литературе при ситуациях подавленного гнева. Это важное средство для пациентов, чьи недомогания развились от подавленного гнева или оскорблений, которые им пришлось испытать. Однако, во многих хронических случаях, пациент вам расскажет, что он никогда не злится или даже не чувствует гнева. Гнев подавлен и спрятан так глубоко, что пациент испытывает чувство вины или стыда в тех случаях, когда любой другой ответил бы гневной реакцией.
Конфронтация очень трудна для этого пациента. И лишь на последних стадиях, когда накопится уже столько гнева, что его невозможно подавлять, пациент «Стафизагрия», действительно, даст ему явное выражение. Могут возникнуть вспышки гнева, которые обычно выражаются инстинктивной реакцией бросаться вещами, часто в направлении причиняющей боль стороны.
Сексуальность. Наряду с подавлением в типе «Стафизагрия» в равной степени присутствует и возбуждение, касающееся в основном сексуальной сферы. Глубоко внутри, в душе, пациент очень влюбчивый и сексуальный. Но порой это проявляется только частыми мастурбациями, потому что пациент застенчив и неспособен активно искать себе сексуальных партнеров.
Стафизагрия – одно из главных средств «Материи Медики», в анамнезе которого есть эпизод сексуального насилия.
Дети. Ребенок Стафизагрия. Очень похож на ребенка «Nartum Muriaticum (Natrum Chloratum)» – тихий, серьезный и спокойный. И, что очень заметно – ребенок «Ста» сдержанный и уязвимый. У него могут быть редкие периоды эмоциональных, гневных вспышек.
В большинстве случаев вы услышите рассказ о холодных или жестоких родителях, старшем брате или сестре, которые подавляли или третировали пациента. Мы должны тщательно рассмотреть, не нужно ли дать «Ста» такому ребенку, живущему в семье, где он подвергается оскорблениям. Если мы усилим способность ребенка противостоять превосходящим силам, то сможем нейтрализовать возможные последствия.
Психика и сознание.
Милые, приятные, но подавленные пациенты, которые вызывают сочувствие.
Болезни от перенесенного горя. Болезни после оскорблений или жестокости. Пациенты, из анамнеза которых известно о постоянных огорчениях, сопутствующих им многие годы. Болезни от подавленного гнева. Громко говорит сам с собой, склонность кидаться вещами, когда очень разозлится. Плачет во время опроса. Низкое чувство собственного достоинства. Бессонница, вызванная разочарованием. Сильнейшая впечатлительность к малейшему негативному возбуждению. Малейший жест или слова вызывают обиду. Половые темы постоянно занимают ум. Низкая самооценка. Депрессия. Сентиментальный и романтичный. Пишет стихи. Неистовствует на последних стадиях гнева. Сильное негодование по поводу сделанного другими или им самим.
Страхи: высоты, гнева, врачей. (здесь добавление – «Ста» назначается после инвазивных вмешательств, операций и т.д., а также различные ятрогении).
Пациентки заключают неудачные браки, оправдывая это духовными мотивами. Постоянные и обычно мучительно частые сексуальные фантазии.
Пациенты с инцестом, сексуальным насилием или алкоголизмом родителей в анамнезе. Общие симптомы - общее ухудшение после сна днем, особенно после полуденного.
Общее ухудшение от сна. Общее ухудшение после операции и вмешательств. Общее ухудшение после мастурбации. Голова. Лицо. Уши. Головная боль, которую описывают как будто во лбу или затылке вбит клин или голова, будто деревянный чурбан. Хуже после гнева, эмоций, мастурбации. Ячмени или апухоли на веках.
Псориатические или другие высыпания на волосистой части головы, особенно на затылке. Гнездная аллопеция после горя и его подавления. Рваные или резаные раны глаз. У детей крошатся зубы, преждевременная порча зубов. Зубная боль - хуже от холода, хуже после еды, во время менструации. Лицевая невралгия. Тики лица или век. Экзема на ушах. Образования, похожие на цветную капусту. Желудочно - кишечный тракт – желание сладкого. Особое отношение к молоку – отвращение или пристрастие. Колика в животе после медицинских вмешательств и после гнева. Пептическая язва. Недержание кала, особенно у детей. Сильное желание табака. Уретра – сильное жжение, когда не происходит мочеиспускание – при мочеиспускании жжение проходит.
Данная совокупность симптомов, некоторые из которых уникальны и специфичны для этого средства, показывает нам системную взаимосвязь психосоматических проявлений. Клинический опыт позволяет сделать вывод о том, что телесные симптомы могут указывать на вытесненные психические травмы, которые не сообщаются пациенткой (скрываются) – она может обратиться с жалобой на постоянно рецидивирующий халязион и умалчивать сознательно, или в результате вытеснения или диссоциации о психическом трамвмировании.
В этом случае только методы психотерапии могут воссоздать полную клиническую картину и вывести на осознание истинную причину болезни, укрытую в бессознательном. Или, напротив, назначение препарата по ключевым психическим симптомам, может вывести на поверхность телесные симптомы, также подавленные, например, кожные высыпания, которые проходят по прошествии некоторого времени и вместе с ними уходят болезненные психические.
По закону Геринга излечение происходит сверху вниз и изнутри наружу – поэтому подавление наружных, особенно кожных симптомов всегда имеет деструктивные последствия, уводя болезненные проявления внутрь, подобно теории Фрейда о подавлении.
«Мы до сих пор не можем дать обьяснение, почему определенные психические нарушения связаны с определенными же соматическими расстройствами. Мы также не обладаем пониманием того, почему определенные вещества связаны с определенными психологическими характеристиками – гомеопатический подход является по своей сути феноменологическим. Ганеман вывел свою теорию в первой половине 19 века на основе чистых наблюдений, благодаря которым он увидел аналогию между симптомами лекарственного испытания и проявлениями болезни.
Закон подобия является законом сущностной взаимосвязи аналогичных феноменов, абсолютно ту же систему мы видим в аналитической психологии, а именно, «совпадение внешних явлений с явлениями внутренними» (Уитмонт).
Все вышесказанное говорит о важности каждого симптома и психофизического проявления в наблюдении пациента и гипотетической возможности использования гомеопатического метода в терапии женской виктимности, что подтверждено большой базой клинических разборов.
Этиология телесных болезненных проявлений лежит в подавленных психических травмах и соматические проявления в обратной взаимосвязи могут вывести на выведение на уровень осознания давно вытесненные эпизоды, формирующие синдром, затрагивающий все сферы проявлений личности.
Имея опыт успешных излечений в области назначения гомеопатических средств, может иметь место гипотеза об использовании данного метода и в психотерапевтической работе, особенно учитывая часто встречающуюся неготовность женщин с сексуальным или другими видами насилия в анамнезе, прямо говорить об этом даже со специалистом.
В этом случае осведомленность терапевта о системах психосоматических взаимосвязей может иметь важнейшее значение для принятия решения о стратегии терапевтической работы.
Применение гомеопатического метода может стать одним из ее дополнительных инструментов и положить начало новому подходу к работе со сложным материалом изучения и терапии виктимного поведения, помочь мобилизовать внутренний ресурс тем женщинам, кто оказался в замкнутом кругу последствий своих вытесненных травм, но осознает необходимость выхода из этого лабиринта – ибо «наше истинное большое всеобьемлющее «Я» способно контролировать и организовывать то, что мы привыкли называть внешними вещами и событиями.
На самом деле, если оно….может влиять на вещи, возникающие на нашем пути…» этими словами Эдварда Уитмонта, психоаналитика - юнгианца, гомеопата, доктора медицины, я хотела бы оптимистически закончить изложение своей гипотезы.
Также хочу сказать, что мы готовы создать терапевтическую группу для женщин, нуждающихся в поддержке и помощи.
Используемая литература:
1. Г.А.Робертс Гомеопатия: принципы и искусство исцеления., Классика гомеопатии, Новосибирск, 2015 г.
2. Д-р П.Виджейкар Прогнозирующая Гомеопатия. Теория подавления, Гомеопатическая медицина, Москва, 2009 г.
3. Нарендра Мета. Понимание гомеопатической Материя Медика., Классическая медицина, 2011 г.
Доклад представлен на Х научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение", декабрь 2023 год.