Logo
ВШППБ
Logo
ВШППБ

Символическое поле авторской сказки на примере клиентской сказки "Дружок".

Зотова Раиса Анатольевна, к.пс. н., психотерапевт,

директор НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ»

Москва (Россия)

Проективная психодиагностика. Сказкотерапия.

Запрос клиентки: Я хочу укрепить свои позиции на новом рабочем месте.

Авторская сказка «Дружок».

«Жил-был маленький пёс по кличке Дружок, во дворе, в деревне. И была у него своя будка, свой дом. Но проводил он там совсем мало времени, так как озорной и игривый был слишком Дружок и любил заливаться звонким лаем на всю округу и пугать курочек, козочек, да детвору соседскую. Самое главное развлечение у Дружка было – забежать по утру в курятник и всех кур разогнать, да чем больше перьев да пуха, тем лучше. И так бы продолжалось всё изо дня в день, если бы однажды не сварили из старого петуха суп и не привели курочкам нового молодого красавца, – Петю. Ох, и хорош был Петя, гребень малиновый, перламутровый, хвост переливается всеми цветами радуги, загляденье, а не Петушок. И вот, как-то утром, Дружок по своему обыкновению, с заливистым визгом и лаем заносится в курятник, мечтая о том, как прихватит пушистый бочок одной из курочек, как вдруг, красавец - Петя встает на его пути и резко, одним движением, щиплет Дружка за мокрый нос. Тот аж подпрыгивает и взвизгивает от неожиданности и испуга, и пулей выбегает из курятника. С тех пор Дружок больше туда ни ногой, ну а Петя завоевал уважение и авторитет не только у всей деревни, но и у самого разбойника, да так, что они теперь неразлучны и оба горой стоят за свои владения.»

В сказкотерапии принято давать задание клиентам сочинить свою авторскую сказку или также можно рассказывать свои любимые, уже известные сказки, притчи, легенды, мифы или истории.

Отличие авторской сказки в том, что она всегда индивидуальна, она содержит уникальную информацию о личности человека, создавшего ее, о его внутреннем мире, о переживаниях, эмоциональном состоянии, его энергетическом потенциале, глубинных процессах, скрытых мотивах, или неосознаваемых выборах.

Авторская сказка помогает понять ожидания и стремления, сильные и уязвимые места, особенности мироощущения человека и, главное, дает представление о его системе ценностей.

Поэтому авторская сказка замечательно используется в практике сказкотерапии как средство психодиагностики.

Через исследование текста сказки клиента мы понимаем его внутренний мир, или «застревание в ситуации», через использованную им метафору, символику, можно еще более точно сформулировать перспективные задачи психологической работы с клиентом.

Авторская сказка помогает терапевту понять, «чем живет» клиент сейчас, где спрятан внутренний конфликт или другие противоречия, «самопрограммирование», его ценности, ситуативные выборы, что его волнует на данный момент больше, что он не может нам сообщить открыто и напрямую.

Если говорить об общих принципах исследования авторской сказки (написанной самим клиентом), важно подчеркнуть, что смысловой частью данного задания является выявление отношения клиента к поставленной им проблеме или его ситуативному запросу.

Создание клиентом текста, который принадлежит ему лично, может рассматриваться терапевтом или консультантом в качестве дополнительного диагностического материала, в дополнение к проективному тестированию и опросникам.

Сказка – это, всегда метафора. Сказка – это «слоеный пирог», который оставляет одновременно несколько впечатлений, например, как носитель информации о клиенте (о жизненно важных явлениях, жизненных ценностях, внутреннем мире автора), как иносказательная форма повествования, сказка, часто приводит к собственным размышлениям консультанта, формирует неожиданные вопросы и подсказывает новые идеи, которые стимулируют развитие личности клиента, а часто и самого сказко-терапевта.

Обычно большая часть информации, которая передается через метафору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образное мышление и эмоции.

Терапевту необходимо создать некий символический мост между полушариями. Это и есть главное правило работы со сказками. Что будет, если мы построим работу только на работе правого полушария? Мы воспримем образы, эмоции, энергоинформационное поле сказки, но нам будет сложно выделить в ней те структуры, которые помогут глубже понять внутренний мир автора и сформулировать перспективные задачи работы с ним.

С другой стороны, если мы будем работать со сказкой, отдавая приоритет левому полушарию, мы рискуем ее «прооперировать» аналитическим «скальпелем». Поэтому при работе со сказкой мы будем стараться построить «мост» между полушариями. Использовать трепет образного восприятия и качественный логический анализ. (16)

Когда сказку сочиняет наш клиент, его бессознательное «шифрует» информацию об актуальных внутренних процессах в образах и сюжете истории. Поэтому в какой бы парадигме мы ни работали, важно сохранять целостное представление о внутреннем мире автора и производить «расшифровку» очень деликатно.

Что зашифровано в сказках, мифах, притчах, легендах, помимо основных положений теорий личности?

Часто, многие сказки несут информацию о динамике личностного развития человека; о разнообразных ситуациях, которые встречаются в жизни; об устройстве мира, Вселенной; о древних обрядах и ритуалах.

Однако, многие древние знания подверглись существенным искажениям при многочисленных пересказах и обработках сказок.

Выбор подхода к интерпретации сказок часто обусловлен принадлежностью психолога к определенной школе, имеющей собственную базовую концепцию личности. Если психолог проходил дополнительную подготовку в одной из современных школ (психоанализ, гештальт, трансактный анализ и другие), он является носителем определенного мировоззрения. Диагностическая информация в этом случае будет «отфильтровываться» через основные положения соответствующей школы. Данное обстоятельство во многом защищает психолога от «метаний» и позволяет сформулировать задачи работы. Заметим, что для объяснения проблем клиента и формулировки задач работы с ним представителю определенной школы, по большому счету, не нужно собирать психодиагностическую информацию — понимание проблем клиента, технология и перспективы взаимодействия с ним уже определены подходом школы.

Так, например, сегодня уже считается «классической» интерпретация сказки «Красная Шапочка», с позиций юнгианского подхода. Что можно увидеть с этой точки отсчета в истории о Красной Шапочке? Конечно же, проявление основных архетипов: Анима, Анимус, Персона, Тень, Самость. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного дикой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, становится доминирующим. Но героиня справляется с этой ситуацией и делается опытнее, взрослее. С другой стороны, Волк является проявлением Тени. Сначала героиня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста. В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой. Если мы подойдем к этой же истории с позиций бихевиорального подхода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае ее поведение эффективно. Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реакции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования. А Волк? Насколько эффективен он? Надо сказать, что его поведение не выдерживает критики, хотя бы даже потому, что в результате он дает себя убить. Если он хотел съесть и бабушку, и Красную Шапочку, то зачем ему нужно было переодеваться в бабушку? Логичнее было бы подстеречь девушку у входа в дом и утащить в лес прежде, чем она успеет позвать на помощь. Словом, неэффективный Волк имеет все показания для психокоррекционной работы. Интересным аспектом для анализа этой сказки, с точки зрения бихевиорального подхода, является тема влияния и противостояния влиянию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целенаправленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Использует ли она техники психологической самообороны, информационного диалога или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее поведению, она делает это крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому неудивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за бабушкой) целенаправленному нападению и оказывается в брюхе у варвара. Но, как пишет Е. Сидоренко, рассуждая о принципе и этике психологического воздействия, «Варварам варварово!»1 Поэтому Волк погибает. В этом свете смысл сказки приобретает дополнительный оттенок: варвару и манипулятору — варварская смерть. (18)

В других направлениях и школах данная сказка интерпретируется и вовсе иначе, например, по шкале «разрушитель-созидатель».

Так, например, в предлагаемой авторской сказке «Дружок», внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим предметам, объектам мира, а внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает.

Если эту идею переложить на автора, то мы можем увидеть некоторую новую концепцию расшифровки сказки – о частях личности автора, которые либо конфликтуют, либо соревнуются, каждый за свое лидерство в человеке.

Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье.

Ценность сказочной метафоры в ее «многослойности» и многогранности. В зависимости от индивидуальных предпочтений или целей работы мы выбираем свой «слой», или свою «грань», и рассматриваем сказку с ее позиции. Итак, какой же подход правильный? Ответ прост: все подходы к анализу сказки являются отражениями ее «слоев» или «граней». Исследователям нет необходимости спорить друг с другом с пеной у рта, доказывая свою правоту. Сказка примиряет всех. С другой стороны, различные подходы к анализу сказок описывают и различные грани человека. Поэтому при анализе авторской сказки интересно попробовать применить различные подходы. Хотим выявить глубинные внутриличностные конфликты — тогда рассмотрим сказку с позиции психодинамической парадигмы. Если для нас важно оценить эффективность поведения автора и составить программу коррекции, будет целесообразно встать на позицию бихевиорального подхода. В том случае, когда для нашего клиента важны вопросы самоактуализации и личностного роста его сказку следует рассматривать в гуманистической парадигме. При этом не будем забывать о «мосте» между полушариями.

Принципы психологического анализа сказок.

Достаточно подробно описан в книге Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. 363, Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. — 208 с

Итак, сказка является носителем информации о личности автора.

Подход к ее анализу обусловлен психологической парадигмой, в которой существует психолог.

Теперь пришло время сформулировать принципы психологического анализа сказок.

1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента. Данный принцип отрицает «оценочный подход». Мир, представленный в сказке, воспринимается целостно, безоценочно. Даже в контексте выявления «конфликтного» и «ресурсного» содержания сказки мы отказываемся от прямых оценок.

2. Принцип объективности. Мы стараемся рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее «слои» и «грани». И главное, мы не стремимся к тому, чтобы найти в авторской сказке подтверждение той или иной психологической парадигме.

3. Принцип результативности. Мы не делаем анализ ради самого процесса анализа. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью: — составление психологического заключения (на предмет определения психологического статуса, интересов, мотивов, индивидуальных особенностей автора); — составление психологических рекомендаций; — формирование перспективных задач психологической работы с автором.

Перейдем к самому важному моменту в работе над сказкой, к ее анализу.

Схема психологического анализа сказок.

Ключевыми характеристиками сказки являются:

1) энергоинформационное поле сказки (своеобразный фон, настроение сказки, чувства, мысли, которые возникают при первом прочтении сказки.

Как гипотезу, можно использовать такую интерпретацию, если впечатление от сказки приятное – вполне возможно, это свидетельствует об авторе, его духовности, добрый нравах и намерениях; впечатление неприятное, тягостное – возможно у клиента, большие и серьезные проблемы)

2) основная тема сказки (тема любви, личностного роста, дружбы, морали, нравственности, семейных отношений, рабочих отношений, о детстве, о родителях и т.д.);

3) сюжет сказки (рассматривается оригинальность сюжета, жанр сказки, последовательность действий и событий) ;

4) линия главного героя (отражение реального или идеального облика самого героя; образ себя, образ цели, мотивы поступков, отношения к окружающим миром);

5) символическое поле (символы, как знаки бессознательного).

Остановимся на разделе - символическое поле сказки и рассмотрим его на примере авторской сказки «Дружок».

Символическое поле сказки обычно очень точно отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.

Почему присутствует «точность» попадания в тему клиентского запроса именно теми символами или образами, которые описывает или включает в текст своей сказки автор (клиент)? Наше бессознательное устроено настолько мудро, что способно свободно подыскивать и затем предлагать нам к реализации в жизнь, самые лучшие выборы, выходы или решения.

Поэтому в авторской сказке вся символика, как правило, логична.

Касалось бы, если знаешь значение всех символов, то диагностика сказки будет точной. Однако, не совсем так. Невозможно просто «выучить» значения символов. Это дело всей жизни, постоянный процесс осмысления, поиск новой информации, анализ собственных наблюдений.

Никто не рискнет утверждать, что знает истинное значение символа и предосторожность заключается в том, чтобы не допустить собственных вольных трактовок символического значения наиболее распространенных образов.

Обычно для работы с символами рекомендуется использовать «юнгианскую» литературу. К.-Г. Юнг и его последователи были, помимо всего прочего, энциклопедически образованными людьми. Их трактовки символического значения образа всегда многозначные, многоуровневые. (17)

Работа с «юнгианской» литературой постепенно формирует культуру взаимоотношений с символами. И это, в свою очередь, является защитой от вульгарных интерпретаций.

Мы рекомендуем деликатно подходить к символическому анализу, защищая себя от избыточной информации. Дело в том, что «полное» знание символического значения всех образов сказки может перегрузить информацией психолога и увести его от основных задач консультирования.

Символический анализ чрезвычайно интересен, но не стоит им слишком увлекаться. Все хорошо в меру. Анализ символического поля сказки дополняет информацию об ее авторе и должен «работать» на его благо. Анализ ради анализа может увести психолога от реальной помощи клиенту. Работая с символическим полем сказки, мы выписываем наиболее яркие образы и исследуем их символическое значение на двух уровнях: личном и глубинном.

Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является такой-то образ?»

Глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы (словарей символов).

Нередко встречаются истории, в которых нет ярких символов, действие происходит в реальном мире, в обыденной жизни. В этом случае символический анализ не проводится, используются другие ключевые характеристики. После анализа сказки по ее ключевым характеристикам мы составляем, заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяем перспективные задачи психологической работы с автором.

Под конфликтным содержанием сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике.

Под ресурсным содержанием сказки понимается совокупность созидательных, конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристике.

Если в клиентских сказках присутствуют катаклизмы, аварии, катастрофы, это может означать, что подсознание сигнализирует о каком-то разрушительном процессе.

Приведем некоторые примеры расшифровки символов на психологическом уровне:

- огонь – источник духовной силы

- дом – символ психологической защищенности

- кровь - источник силы, символ жизненных сил

- свет – символ душевного просветления

- цветы – знак красоты, желание любви

- роза – символ сердца, знак необыкновенной любви

- небо – символ превосходства

- море – символ свободы, или знак разлуки

- лес – символ опасностей, тайн и испытаний

- земля – символ материнства, плодородия

- дорога (полет) – символ личностного, творческого развития

- солнце (луч солнца) – символ созидательной силы, творческой энергии.

Сказкой навредить невозможно, однако, стоит подходить осторожно в истолковании символов и тактичным в изложении их смысла.

Пример психологической интерпретации символов авторской сказки «Дружок».

Действующие лица и главные герои из сказки и символика сказки:

- Петух – символ рассвета, солнце, огонь. Возрождение, страж (на крыше, на флюгере, на ларце с драгоценностями, бдительность, отгоняет нечистую силу; в сказке клиентки два петуха:

Старый петух из которого сварили суп за ненадобностью, «не выполнял свое предназначение», видимо не справился с рабочими задачами, можно рассматривать в контексте запроса клиентки, как часть личности, прежние взгляды, подходы и навыки, которые устарели, пришло время отказаться от них;

Молодой петух Петя – защитник кур, авторитет, красавец, встал на защиту курочек, превращение в признанного лидера, как прообраз – новые идеи, навыки, подходы, много новой молодой энергии в этом символе.

Курица – знание, любопытство, мужество.

- Пес – слуги, рабы, гонители веры, лжеучители, возможно превращение пса собаку – друга, что мы и наблюдаем в конце сказки:

Пес Дружок – разбойник пугает курочек, козочек, детвору, изменил свое поведение, столкнувшись с новой и неизвестной силой, в итоге ему дали отпор, другая противосила.

Пес Дружок превращается из разбойника (в начале сказки) в друга Пети и защитника курятника, своя территория, тк «понимает» что это и его территория, «здесь мои друзья, врагов здесь нет».

Собака – друг, преданность, верность

Будка (дом) – защита, свое убежище, место куда можно спрятаться от внешнего воздействия, «побыть одному»

Курятник – закон курятника, но в мире людей эффект бумеранга.

Напомним, что клиентка озвучила свой запрос: «Я хочу укрепить свои позиции на новом рабочем месте.

Курочки, козочки – «инфантильные» обитатели двора, которых легко испугать, «прихватить за пушистый бочок», малоактивные персонажи, не способные себя защитить.

Пройдя через собственную трансформацию, добровольную или через страх перед Петей, Дружок и Петя становятся неразлучными и оба «горой стоят за свои владения», заработал «инстинкт самосохранения», как две части личности, которые, возможно, на начальном этапе знакомства не могли примириться с действительностью, т.е. с общими задачами, возможно, из-за короткого срока адаптации.

Мы можем предположить, что после терапевтической беседы с автором сказки, тревожность ее снизилась, мы укрепили ее в уверенности, необходимости и возможности стать лидером на новом рабочем месте. Что было подтверждено по прошествии трех месяцев после встречи с клиенткой.

Личные наблюдения терапевта: с клиентской сказкой работать всегда увлекательно, полезно, познавательно для обеих сторон и просто интересно.


Литература:

1. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. М., 1996.

2. Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995

3. Демин В. Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа: М.: Гранд, 2001.

4. Демин В. Н. Заветными тропами славянских племен М.: Гранд, 2002.

5. Дикман X. Юнгианский анализ волшебных сказок СПб., 2000.

6. Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. М., 1997. Мифы народов мира. М.: Росткнига, 1999.

7. Орбелиани С. Мудрость вымысла. Тбилиси, 1959.

8. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1969.

9. Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.

10. Тресиддер Д. Словарь символов. М.: Гранд, 2002.

11. Франц фон M.-Л. Психология сказки. СПб.: БСК, 1998.

12. Шах И. Мудрость идиотов. М.: Гранд, 2002.

13. Черепанова И. Ю. Дом колдуньи. СПб., 1996.

14. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид-Миф, 1999.

15. Эспгес К. Бегущая с волками. М.: София, 2001

16. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. 363 Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. — 208 с

17. Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия. Практикум.- М., 2008

18. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб: Речь, 2001. С. 38.

19. Авторская сказка «Дружок»


Обучение психологии