Logo
ВШППБ
Logo
ВШППБ

Работа с состоянием хронической усталости в рамках мультимодального подхода в психологическом консультировании.

Петрова В.А., клинический психолог, психолог-консультант

Центр «СМАРТ», г. Москва

Аннотация: Рассматриваются причины и формы проявления синдрома хронической усталости. На примере работы с клиенткой с признаками синдрома хронической усталости приводится программа психологической коррекции методами мультимодального подхода в психологическом консультировании.

Актуальность рассмотрения нами проблемы синдрома хронической усталости (СХУ) обусловлена тем фактом, что он является одним из наиболее распространенных психосоматических проблем современности. СХУ трактуется как «беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха» [3]. Выраженность СХУ может достаточно сильно варьироваться: «от внешней активности до полной обессиленности» [5].

СХУ - относительно новая патология, которую многие исследователи связывают с общим ускорением темпа жизни, информационной перегрузкой, повышенной стрессовой нагрузкой, нездоровым питанием, неблагоприятным образом жизни, плохой экологией, хроническими психоэмоциональным перегрузками и в то же время неспособностью к релаксации и быстрому и эффективному самовосстановлению и регуляции, которые предоставляют, например, трансовые или медитативные техники саморегуляции.

СХУ имеет целый комплекс симптомов, включающий в себя мышечную усталость, трудности со сном (засыпанием или просыпанием), проблемы с концентрацией внимания, кратковременной памятью, болью в горле, суставах, мышцах, болезненностью лимфатических узлов и головной болью. Отличительной чертой данного синдрома является повышенная утомляемость и ухудшение всех сопутствующих симптомов даже при очень скромной физической или умственной работе [1,2,4]. Помимо этих критериев, люди с СХУ часто испытывают головокружение или тошноту, общее недомогание, похожие на симптомы гриппа, учащенное сердцебиение, и общее ухудшение всех симптомов при любой физической нагрузке [3,5]. СХУ сопровождаются когнитивными нарушениями, связанными с обработкой информации (трудно подбирать нужные слова), нарушениями работоспособности, памяти, внимания (трудно планировать вперед и самоорганизовываться), а также разнообразными аномалиями вегетативной нервной системы [6].

Пример. За психологической помощью обратилась Светлана (43 года), имеющая высшее экономическое образование, работающая в крупной торговой компании на должности менеджера среднего звена, проживающая в Москве, семейное положение: разведена, детей нет. Светлана на протяжении 8 месяцев испытывала болевые ощущения в горле и мышцах, постоянную усталость со снижением работоспособности, ухудшение памяти и концентрации внимания. При этом обращение к терапевту, эндокринологу, неврологу никаких результатов не дало. Попытки самостоятельно справиться с тяжелыми ощущениями – выспаться, отдохнуть, потребление алкогольных напитков, не принесли желаемого расслабления.

Для работы со Светланой была разработана программа, направленная на развитие ее способности к быстрой саморегуляции и психоэмоциональной адаптивности, при которой особое значение имеет уровень эмоционального интеллекта человека, его способность к сознаванию и осознаванию (в терминах гештальт-подхода):

1) развитие навыка признавать, понимать и называть свои эмоции («мне плохо, потому что я одинока») через отслеживание и понимание своих эмоций и связи этих эмоций с ощущениями в теле;

2) развитие мимики и навыка чувствовать и понимать эмоции через ощущения в мимических мышцах;

3) обучение переводить внимание от мыслей и образов в телесные ощущения;

4) формирование навыка проживания психической энергии через тело посредством абсолютной включенности в деятельность и концентрации на ощущениях в здесь и сейчас, т.е. формирование навыка осознавания актуальных потребностей организма («потребности в любви») путем объединения восприятия и деятельности;

5) обучение диафрагмальному дыханию и упражнениям на развитие мимических и других мышц головы и шеи для активации ПСНС;

6) повышение самосознания и осознанности благодаря психологической проработке чувства вины («я сделала аборт»), обиды («моя мама была ко мне эмоционально холодна»), полученных психотравм («зачем Петр заставил меня сделать аборт?», «почему мама никогда не интересовалась тем, почему я не выхожу замуж и завожу детей?»);

7) формирование навыка разрядки заблокированной психической энергии через проговаривание полученного эмоционального и телесного опыта для когнитивной интеграции опыта пикового переживания с ситуацией его вызвавшей («у меня не сложилась личная жизнь, потому что я посвятила себя служебной карьере»), т.е. способности наоборот оторваться от непосредственного опыта здесь-и-сейчас и перейти в область виртуального, образного, абстрактного мышления для проживания мощного энергетического потока вовне, на виртуальном психическом уровне и уровне логических конструкций;

8) обучение способности распределять энергию во времени и проживать психоэмоциональное напряжение постепенно посредством диафрагмального дыхания и перевода энергии в руки и в ноги;

9) развитие образного и символического мышления, увеличение словарного запаса и запаса символ образов и метафор через работу со сновидениями и мотивами;

10) развитие трансовой компетенции и самопомощи;

11) развитие социальной компетенции и способности выражать открыто свои мысли и чувства.

Как результат психологического консультирования Светланы – десоматизация симптомов, улучшение энергообмена, лучшее осознание и сознавание себя, своих актуальных потребностей, большая вариативность реагирования и конверсионной переработки стрессовых энергий с помощью психического аппарата, а не регрессивных форм соматического контейнирования и создание устойчивой компетенции по своевременному самовосстановлению и повышению адаптивных ресурсов.

На основании всего вышеперечисленного, можно констатировать, что первичным в механизмах формирования СХУ являются не столько физиологические причины, сколько психоэмоциональные, т.е. СХУ - это неспособность индивида эффективно переработать энергию и адаптироваться к возникшему психоэмоциональному возбуждению. Методы мультимодального подхода в психологическом консультировании способствуют формированию эмоциональной компетенции, обучают навыкам грамотной психоэмоциональной саморегуляции, делают человека более психически устойчивым и позволяют не только эффективно оперировать в социуме, но и увеличивать продуктивность всех своих физиологических процессов.


Использованная литература

1. Комаров С.Г. Синдром хронической усталости (распространенность и организация здравоохранения): Автореф. дисс. к.м.н., - Москва, 2008.

2. Пигарова Е.А., Плещева А.В., Дзеранова Л.К., Рожинская Л.Я. Синдром хронической усталости: современные представления об этиологии // Ожирение и метаболизм. // - 2010. - №3.

3. Carruthers BM, Jain AK, De Meirleir KL, et al. Myalgic encephalomyelitis/chronic fatigue syndrome: clinical working definition, diagnostic and treatment protocols (PDF) // Journal of Chronic Fatigue Syndrome. - 2003. - №11. - С.7-97.

4. Giloteaux L. et al. Reduced diversity and altered composition of the gut microbiome in individuals with myalgic encephalomyelitis/chronic fatigue syndrome // Microbiome. - June 2016.

5. Kimberly K. McС and Vernon SD. Chronic fatigue syndrome // CFIDS Chronicle. The pain in practitioner. Spring 2010.

6. Komaroff А. Top ten discoveries about the biology of CFS // CFIDS Chronicle. Winter 2006. - №27.


ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ