Logo
ВШППБ
Logo
ВШППБ

Психопрофилактика для специалистов помогающих профессий.

Крестьянинова К.С. - психолог-консультант,

семейный психотерапевт, арт-терапевт, специалист по

диагностике личности М. Люшера, специалист по методу ДПДГ.

Задействованность в помогающей профессии является признаком присутствия в жизненном сценарии виктимности.

В профессии мы - Спасатели, но насколько мы выходим из этой роли, приходя домой? Не переносим ли её в личную жизнь?

Многим известно о таком инструменте, как треугольник Карпмана, который выглядит так: ссылка

Нахождение в треугольнике влияет на сферу взаимоотношений (выбор брачного партнера, выбор круга общения), на прохождение жизненных кризисов, на состояние здоровья, на выбор хобби и, наконец, на выбор профессии. Впрочем, на что влияет пребывание в этом треугольнике, можно перечислять бесконечно. Важно обращать внимание (и своих клиентов, и свое собственное), не находитесь ли вы или окружающие Вас люди в какой-либо из указанных ролей? В какой именно? Кто ещё задействован в этой игре? Часто этот треугольник, абсолютно неосознанно, крутится во все стороны, переворачивается, вот так мы и играем в эти роли: Преследователь, Спаситель, Жертва.

«Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль Жертвы» (Стивен Карпман).

У каждой из ролей есть свои особенности, свои модели поведения, но в итоге все они сводятся к роли Жертвы. Так, у Спасателя есть убеждение (разумеется, бессознательное), что его все ценят лишь за то, что он делает для других. А такое убеждение непременно требует того, чтобы рядом присутствовал кто-то, кого можно спасать. Но своим поведением Спасатель ставит другого человека в зависимость, полностью перехватывая чужую ответственность и взваливая ее на себя. Таким образом, Спасатель и сам зависим – ему всегда необходимо чувствовать, что он нужен, что его ценят. В противном случае, он превращается в мученика: «После всего, что я для тебя сделал, вот она, твоя благодарность!». При этом самый большой страх Спасателя – остаться в одиночестве, оказаться никому не нужным. Из-за этого страха они бессознательно поощряют зависимость, т.к. верят: «Если я вам нужен, вы меня не оставите». И пытаются стать незаменимыми (на работе, в семье, при общении с друзьями и т.д.), чтобы избежать одиночества. Для нас, в контексте сегодняшней темы, важно понять разницу между помощью и спасательством. Подлинный помощник действует без «надежды» на взаимность. Действует, чтобы побудить человека взять свою ответственность на себя, поддержать самостоятельность, а не поощряет иждивенчество. Помощник считает, что каждый человек имеет право на ошибки и на то, чтобы учиться через иногда жесткие последствия; и верит, что у другого есть силы на то, чтобы увидеть себя впоследствии без них, Спасателей.

Если специалист помогающей профессии (будь то психолог, психотерапевт, врач, психиатр и т.д.) превратится из Помощника в Спасателя, он не сможет помочь своему клиенту, так как постоянно будет удерживать его в роли Жертвы. А со временем и сам перейдет в эту роль, что, по сути, является профессиональным выгоранием.

Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий с позиции транзактного анализа.

Актуальность данной темы в настоящее время обусловлена тем, что для современного мира характерно чрезмерно быстрое нарастание социальных изменений, в то время как изменения биологические происходят значительно медленнее. Исходя из этого, встает вопрос о скорости адаптации человека к изменяющимся условиям жизни. Кроме того, ведется речь о кризисе, набирающем обороты в стране и в мире. В таких условиях растет востребованность специалистов помогающих профессий, работающих в сфере «человек-человек» (врачи, педагоги, психологи, психотерапевты, социальные работники и др.). Однако их собственное психологическое и физиологическое здоровье оказывается под угрозой из-за постоянных перегрузок и перенапряжения. Сегодня накопление наблюдений и идей вызвало необходимость рассмотреть новые средства профилактики эмоционального выгорания, а следовательно, и глубинные причины и механизмы, способные привести к тому, что специалист такой сферы перестает справляться со своими обязанностями.

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) определяется как постоянное эмоциональное истощение, влекущее за собой личностные изменения (H.G. Freudenberg, 1974), особенно, в сфере межличностного общения. Для специалиста, чья работа связана со сферой «человек-человек» СЭВ не только может привести к серьезной потере профессиональной эффективности и деформации личности, но может представлять реальную опасность для жизни и здоровья как самого специалиста, так и его клиентов (пациентов).

Существует множество подходов к исследованию и профилактике СЭВ. Среди них можно выделить модель, основанную на когнитивно-поведенческой психотерапии А.Элиса и А.Бека, в рамках которой используются методы профилактики, направленные на усиление у человека чувства контроля над своей жизнью посредством научения его контролю над собственными эмоциями. Так, «Т. Кушнир и В. Мильбауер предложили программу, основанную на том, что для профилактики стресса и выгорания необходима переоценка суждений (убеждений) относительно себя, других людей, мира и их изменения в сторону большей реалистичности и рациональности. Р.Д. Рамси считает, что в основе профилактики выгорания находится установка отношения человека к своей профессиональной деятельности.» [3, с. 140]

Большой популярностью в преодолении СЭВ пользуется метод Арт-терапии, используются также техники гештальт-терапии, психодрамы и др.

Основой психопрофилактики СЭВ считается психологическая подготовка специалиста с целью выработки у него особых личностных качеств, а именно: стрессоустойчивости, саморегуляции, уверенности в себе, позитивного отношения к жизни и т.п. Несмотря на то, что существует достаточное количество статей и книг по данной проблеме, большинство из них является описаниями конкретных случаев с соответствующими рассуждениями и практическими рекомендациями, но именно научных исследований среди них немного.

Существующие на сегодняшний день подходы к профилактике СЭВ рассматривают различные причины данного явления, но в связи с актуальностью этой проблемы в настоящее время, имеется необходимость провести более детальное изучение глубинных причин.

Итак, в существующих исследованиях среди причин возникновения СЭВ рассматриваются такие, как:

- однообразие и напряженный темп работы, ее бесперспективность;

- эмоциональная нагрузка при работе со «сложными» клиентами;

- строгие временные рамки при выполнении работы, а также постоянный риск штрафных санкций за невыполнение или недостаточно качественное выполнение работы;

- отсутствие моральной и социальной поддержки;

- невозможность каким-либо образом влиять на происходящие события и на принятие решений;

- отсутствие соответствующей компенсации в виде материального вознаграждения и т.д.

Безусловно, все вышеуказанные причины имеют серьезное влияние на человека, но, тем не менее, их можно назвать «внешними». Таким образом, исходя из анализа имеющихся исследований, возникает вывод о необходимости дополнительного изучения глубинных причин возникновения СЭВ.

В концепции транзактного анализа существует отдельная программа по профилактике и лечению СЭВ [2]. На первом этапе с клиентом заключается контракт, фиксирующий две активные позиции:

1) принятие существования СЭВ, т.е. «пострадавший» берет на себя ответственность за своё переживание стресса;

2) принятие необходимости изменений и, соответственно, решения измениться.

После согласия на подписание такого контракта происходит анализ эго-состояний клиента, позволяющий найти и активизировать ресурсы человека для выхода из СЭВ. Сразу после события-стрессора проводится дебрифинг.

В данной статье мы рассмотрим в качестве способа определения причин СЭВ и выхода из него другой инструмент транзактного анализа – драматический треугольник Карпмана. Как упоминалось ранее, человек, по профессиональной необходимости общающийся с другими людьми, более подвержен СЭВ, чем специалисты других профессий. Поскольку одна из очевидно значимых причин возникновения СЭВ лежит в сфере взаимоотношений, возникает необходимость в эффективном инструменте для анализа этой сферы. В концепции транзактного анализа для описания и анализа поведения человека используется драматический треугольник Карпмана (S.Karpman, 1968). Эта схема позволяет разобраться в структуре взаимоотношений, выявляя, таким образом, причинно-следственные связи.

Рассмотрим классический вариант треугольника (см. выше). Он состоит из трех ролей: Преследователя, Спасателя и Жертвы. У каждой из ролей есть свои особенности, свои модели поведения, но в конечном итоге все они сводятся к роли жертвы. Нахождение в треугольнике влияет на многие сферы жизнедеятельности: сферу взаимоотношений (включая выбор брачного партнера, выбор круга общения), на прохождение кризисов, адаптацию к изменениям в окружающей действительности, на состояние здоровья, выбор хобби и, в том числе, на выбор профессии.

Если человек, пребывающий в роли Спасателя, выбирает помогающую профессию, это может привести к серьезным отрицательным последствиям и для него самого, и для его клиентов. Как известно, у Спасателя присутствует бессознательное убеждение, что все окружающие ценят его лишь за то, что он делает для других. Такое убеждение требует постоянного подкрепления, а именно, наличия в окружении тех, кого необходимо спасать. Однако процесс «спасения» при такой схеме неэффективен, поскольку Спасатель берет на себя ответственность за своего подопечного, не давая тому возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Жертва начинает жить за счет Спасателя, становится зависимой от него. В то же время, сам Спасатель становится зависим от того, кого спасает, - он зависим от чувства «нужности», от ощущения, что его ценят, при этом свои собственные потребности он, как правило, игнорирует. Ложное убеждение Спасателя при этом заключается в следующем: «Если я буду долго заботиться о человека, то когда-нибудь и он позаботится обо мне». Однако такого не случается – принимая на себя чужую ответственность, Спасатель делает другого человека инфантильным, не способным позаботиться даже о самом себе, тем более – о других. Из вышесказанного следует, что в случае нахождения специалиста в роли Спасателя, неизбежно пострадает и он сам, и его клиент, поскольку в процессе взаимодействия они станут зависимы друг от друга, что снизит эффективность работы до минимума. Клиент будет жить за счет ресурса специалиста, тем самым эмоционально истощая его. В то же время, сам специалист, бессознательно поощряющий зависимость, постепенно превратится из Спасателя в Жертву, пытаясь стать незаменимым, при этом длительное время игнорируя свои потребности и не получая ни достаточной компенсации затраченных сил, ни видимых результатов, ввиду чего появляется СЭВ.

Как было сказано, нахождение в Треугольнике влияет на многие сферы жизни. Исходя из этого, можно предположить, что если человек является Спасателем в профессиональном плане, он может переносить эту роль и на личную жизнь. Таким образом, стресс от пребывания в зависимом от других людей состоянии будет нарастать, а эмоциональное истощение наступит быстрее и в большей степени.

Из вышесказанного следует, что одной из причин возникновения СЭВ может являться неосознанное пребывание специалиста в одной из ролей, описанных Драматическим треугольником Карпмана. Тем самым, профилактикой СЭВ можно считать способы выхода из Треугольника. В первую очередь необходимо обратить внимание, находится ли сам человек в одной из указанных ролей и в какой именно, определить, кто еще задействован в этой игре. Главное условие выхода из этой деструктивной модели отношений – осознать свою роль в ней, принять собственную ответственность и вернуть чужую ответственность. Важно помнить, что обещания, советы, гарантии, навязывание собственных услуг изначально делают Жертву неспособной на самостоятельные действия – в этот момент происходит перехват ответственности. Затем необходимо понять получаемую в процессе игры вторичную выгоду и найти иные источники ее получения. Не менее важным является принятие твердого решения выйти из Треугольника.

В заключение следует сказать, в чем разница между «спасательством», как деструктивной моделью поведения в рамках Треугольника, и помощью, как моделью позитивной. Ведь зачастую человек, выбирающий помогающую профессию, ставит своей целью именно помощь другим людям, руководствуясь собственными ценностными ориентациями, даже если вначале не осознает, что помощь может принести не только пользу, но и вред. Помощник действует, не ожидая взаимности, для него нет необходимости самоутверждаться за счет окружающих и получать подкрепление своей значимости. Он побуждает человека взять на себя ответственность за свою собственную жизнь, поощряет самостоятельность, а не инфантильность и иждивенчество. Помощник осознает, что каждый имеет право на собственное мнение и собственные ошибки и на то, чтобы учиться на их последствиях. Такая позиция даёт специалисту возможность видеть причинно-следственные связи, анализировать происходящие с клиентом события, при этом не вовлекаясь в деструктивные взаимоотношения Спасатель-Жертва-Преследователь, что в значительной мере способствует сохранению стабильного эмоционального состояния, психического и, как следствие, физического здоровья.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что используя такой инструмент транзактного анализа как Драматический треугольник Карпмана, мы получаем возможность увидеть скрытые причины эмоционального истощения специалиста, работающего в сфере «человек-человек», а также способ заблаговременной профилактики СЭВ. Разумеется, на появление СЭВ влияет целый комплекс причин, однако, не принимая во внимание фактор, рассмотренный в данной статье, невозможно провести полноценные профилактические меры. Кроме того, уже прошедший реабилитацию человек может повторно оказаться в этом болезненном состоянии, если продолжит пребывать во взаимоотношениях, построенных по схеме Спасатель-Жертва-Преследователь.


Список литературы:

1. Елдышова О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2007. Т.13, серия Психологические науки. №5. С.21-24

2. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Психотерапия. - 2003. - №11.

3. Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Уч.-метод. пос. - Ставрополь: СГПИ, 2011.

4. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Автореф… дис. канд. псих. наук. - Томск, 2001.


Обучение психологии и психотерапии