Абрахам Маслоу
«Новые рубежи человеческой природы.» М.: Смысл, 1999.
Заметки по психологии бытия [1]
Определение психологии Бытия с точки зрения ее предмета, проблем, области применения.
(Может быть названа также онтопсихологией, психологией запредельного, психологией совершенства, психологией целей.)
1. Имеет дело с целями (а не со средствами или инструментами); с целевыми состояниями, целевыми переживаниями (внутренним удовлетворением, внутренним наслаждением); с индивидами в той мере, в какой они как таковые выступают в качестве целей (являются священными, уникальными, несравненными, столь же ценными, сколь любой другой индивид, а не инструментами или средствами для достижения каких-то целей); с методами превращения средств в цели, преобразования деятельностей-средств в деятельности-цели.
Имеет дело с объектами как таковыми, какими они есть по своей природе; в той мере, в какой они выступают как обосновывающие себя, внутренне обоснованные, изначально ценные, ценные как таковые, не нуждающиеся в оправдании.
Состояния «здесь-и-теперь», когда настоящее переживается полноценно, как таковое (как самостоятельная цель), а не как повторение прошлого или прелюдия к будущему.
2. Имеет дело с состояниями, обозначаемыми латинским термином finis и греческим telos, т.е. с состояниями завершения, достижения высшей точки, окончательности, полноты, совершенства (состояниями, когда нет чего-либо недостающего, нечего больше желать, невозможно улучшение).
Состояния чистого счастья, радости, блаженства, восторга, экстаза, выполнения, осуществления, состояния исполненных надежд, решенных проблем, удовлетворенных желаний и потребностей, достигнутых целей, осуществленных мечтаний.
Состояния, когда уже находишься «там», а не стремишься «туда». Пиковые переживания. Состояния чистого успеха (временного исчезновения всех отрицательных моментов).
Несчастливые, трагические состояния завершенности и окончательности – в той мере, в какой они способствуют бытийному познанию. Состояния поражения, безнадежности, отчаяния, краха защит, крушения ценностных систем, острого столкновения с реальной виной могут – в некоторых случаях, когда сохраняется достаточно силы и мужества, – породить восприятие истины и действительности (как цели, но уже не как средства).
3. Состояния, воспринимаемые как совершенные.
Понятия о совершенстве. Идеалы, модели, пределы, образцы, абстрактные определения. Человек в той мере, в какой он потенциально является или может восприниматься как совершенный, идеальный, подлинный, полностью человечный, образцовый, богоподобный, или в той мере, в какой он обладает потенциями и склонностью к движению в этих направлениях (т.е. человек, каким он мог бы быть или каким он потенциально является при наилучших условиях; идеальные пределы человеческого развития, к которым он приближается, но никогда не может постоянно им соответствовать), Его призвание, судьба.
Идеальные человеческие потенции, полученные путем экстраполяции из идеальных дальних целей психотерапии, образования, семейного воспитания, целевые продукты психологического роста, саморазвития и т.п. (См. ниже «Операции, определяющие бытийные ценности».) Имеет дело с «определением сути» человека и с его определяющими характеристиками; с его природой; с его «внутренним ядром»; с его сущностью и существующими в настоящее время потенциями; с его обязательными предпосылками (инстинктами, конституцией, биологической природой, врожденной, внутренней человеческой природой).
Это делает возможным определение (количественное) «полной человечности», или «степени человечности», или «степени уменьшения человечности». Философская антропология в европейском смысле. Отличать необходимые характеристики, определяющие понятие «человечность», от концептуальных (относящихся к модели, платоновой идее, идеальной возможности, совершенной идее, герою, образцу, матрице).
Первые составляют минимум, вторые – максимум. Вторые образуют чистое, статичное Бытие, которым первые стремятся стать. Первые задают очень низкие требования к вхождению в класс, например «человек – это двуногое без перьев». Вместе с тем, членство в классе подчиняется принципу «все или ничего»: индивид либо входит в класс, либо не входит.
4. Состояния отсутствия желаний, целей, дефицитарных потребностей; немотивированности, когда человек не должен справляться с чем-либо или стремиться к чему-либо; наслаждения вознаграждениями, удовлетворенности. Получение прибыли.
Способность благодаря этому, говоря словами А.Шопенгауэра, «полностью исключить из поля зрения свои интересы, желания и цели; на время полностью отречься от своей собственной личности, так чтобы остаться чистым познающим субъектом… с ясным видением мира».
Состояния бесстрашия, невозмутимости. Мужество. Не испытывающая помех, свободно проявляющаяся, незаторможенная, неконтролируемая человеческая природа.
5. Метамотивация (динамика деятельности, когда все дефицитарные потребности, хотения удовлетворены, нехватки восполнены). Мотивация психологического роста. «Немотивированное» поведение. Экспрессия. Спонтанность.
Состояния и процессы чистой (первичной и/или интегрированной) креативности. Чистая активность «здесь-и-теперь» («свобода» от прошлого и будущего, насколько это возможно). Импровизация. Согласование личности и ситуации (проблемы) друг с другом, движение к их слиянию как к идеальному пределу.
6. Состояния (описанные эмпирически, клинически, персонологически или психометрически) исполнения обещаний (призвания, судьбы, своего Я) – самоактуализация, зрелость, полностью развившаяся личность, психологическое здоровье, подлинность, достижение «реального Я», индивидуализация, творческая личность, самобытность, осуществление или воплощению в действительность своих потенциальных возможностей.
7. Познание Бытия (бытийное познание). Взаимодействия с внепсихической действительностью, ориентированные на природу этой действительности, а не на природу или интересы познающего субъекта. Проникновение в сущность вещей или людей. Проницательность.
Условия, при которых происходит бытийное познание. Пиковые переживания. Переживания опустошенности или падения в бездну («надир-переживания»). Бытийное познание перед смертью.
Бытийное познание при острой психотической регрессии. Психотерапевтические инсайты как бытийное познание. Боязнь бытийного познания и уклонение от него; опасности бытийного познания.
- Природа перцепта в бытийном познании. Природа действительности – как описываемая и как идеально экстраполируемая при бытийном познании, т.е. в «наилучших» условиях. Действительность, постигаемая как независимая от воспринимающего ее. Не абстрагируемая действительность. (См. заметку о бытийном и дефицитарном познании)
- Природа воспринимающего в бытийном познании. Достижение истинности благодаря отстраненности, отказу от желаний, «незаинтересованности», даосской позиции, бесстрашию, ориентации на «здесь-и-теперь» (см. заметку о «невинном восприятии»), восприимчивости, скромности (отсутствию высокомерия), отсутствию мыслей о собственной выгоде и т.д. Мы сами, воспринимающие действительность наиболее успешно.
8. Выход за пределы, трансцендирование времени и пространства. Состояния, когда о них забывают (погруженность, сосредоточенное внимание, очарованность, пиковые переживания, надир-переживания), когда они оказываются неуместны, мешают или вредны. Космос, люди, вещи, переживания, воспринимаемые в той мере, в какой они не привязаны ко времени и пространству, вечны, универсальны, абсолютно идеальны.
9. Священное; возвышенное, бытийственное, духовное, запредельное, вечное, бесконечное, святое, абсолютное; состояния благоговения, поклонения, причащения и т.п.
«Религиозные» состояния в той мере, в какой они естественны. Повседневный мир, вещи, люди, рассматриваемые с точки зрения вечности. Объединяющая жизнь, объединяющее сознание. Состояния слияния временного и вечного, местного и универсального, относительного и абсолютного, факта и ценности.
10. Состояния невинности (в качестве образца здесь выступает ребенок или животное, а в случае бытийного познания – зрелая, мудрая, самоактуализирующаяся личность).
Невинное восприятие (в идеале отсутствует различение важного и неважного; все в равной мере вероятно; все в равной мере интересно; меньше различение фигуры и фона; только рудиментарное структурирование и дифференциация среды; меньше дифференциация средств и целей, поскольку действует тенденция к тому, чтобы все было в равной мере ценным само по себе; нет будущего, нет прогнозов, нет предчувствий – поэтому нет сюрпризов, разочарований, ожиданий, предсказаний, тревог, репетиций, подготовок, беспокойств; одно так же вероятно, как и другое; невмешательство в сочетании с восприимчивостью; принятие всего, что бы ни случилось; мало выборов, предпочтений, селекции, дискриминации; слабое различение подходящего и неподходящего; мало абстрагирования; готовность к чуду).
Невинное поведение – спонтанность, выразительность, импульсивность; нет страха, контроля, заторможенности; нет обмана, нет скрытых мотивов; честность, бесстрашие; бесцельность; нет планирования, предварительного опосредствования, репетиций; скромность (нет высокомерия); нет нетерпения (когда будущее неизвестно); нет порыва к улучшению или перестройке мира. (Невинность в большой мере совпадает с бытийным познанием; возможно, в будущем они окажутся тождественными.)
11. Состояния, ориентированные на высшее единство – космос в целом, всю действительность, воспринимаемую унитарным образом, когда все одновременно есть всем другим, все связано со всем и вся действительность – это единая вещь, которую мы воспринимаем под разными углами зрения.
Космическое сознание (см. книгу Р.Бёкка под тем же названием – Bucke, 1923).
Очарованное восприятие части мира, как если бы это был весь мир. Метод видения чего-либо, как если бы оно было всем, например в изобразительном искусстве и фотографии – обрезка, увеличение и т.п. (когда объект отсекается от всех своих связей, контекста, лишается включенности в свое окружение – и оказывается видимым сам по себе, абсолютно, свежо).
Видение всех характеристик объекта – взамен абстрагирования под углом зрения полезности, опасности, удобства и т.д. В своем Бытии объект целостен; при абстрагировании он неизбежно воспринимается с точки зрения средств и исключается из мира самоценных объектов. Певосхождение отдельности, дискретности, взаимного исключения и закона исключенного среднего.
12. Наблюдаемые или экстраполируемые характеристики (или ценности) Бытия. (См. список бытийных ценностей.) Реальность Бытия. Объединяющее сознание. (См. ниже раздел IV об операциях, определяющих бытийные ценности.)
13. Все состояния, в которых дихотомии (полярности, противоположности, противоречия) преодолены (трансцендированы, комбинированы, слиты, интегрированы).
Имеются в виду, например, эгоизм и альтруизм, разум и эмоция, порыв и контроль, доверие и воля, сознательное и бессознательное, противоположные или антагонистические интересы, радость и печаль, слезы и смех, трагическое и комическое, апполоновское и дионисийское начала, романтическое и классическое и т.п.
Все интегрирующие процессы, синергически преобразующие противоположности, такие как, например, любовь, искусство, разум, юмор и т.д.
14. Все синергические состояния (в мире, в обществе, в человеке, в природе, в Я и т.д.). Состояния, в которых эгоизм становится тем же, что и альтруизм (когда, преследуя «эгоистичные цели», я неизбежно приношу пользу и другим, а будучи альтруистичным, я приношу пользу себе, то есть, когда дихотомия преодолена).
Состояния общества, когда добродетель вознаграждается, то есть поощряется извне, а не только изнутри; когда не слишком дорого стоит быть добродетельным, или интеллектуальным, или Проницательным, или красивым, или честным и т.д. Все состояния, облегчающие и поощряющие актуализацию бытийных ценностей. Состояния, в которых легко быть хорошим.
Состояния, в которых преодолеваются обиды, антиценности и антинравственность (ненависть и страх, испытываемые по отношению к совершенству, истине, добру, красоте и т.д.).
Все состояния, повышающие корреляцию между истинным, добрым, красивым и т.д. и направляющие их к идеальному единству друг с другом.
15. Состояния, в которых фундаментальная человеческая трудность (экзистенциальная дилемма) оказывается временно разрешенной, включенной в более общие проблемы, преодоленной или забытой. К таким состояниям относятся пиковые переживания, бытийный юмор и смех, «хэппи-энд», триумф бытийной справедливости, «хорошая смерть», бытийная любовь, бытийная трагедия или комедия, все интегративные моменты, акты и восприятия и т.п.
II. Сопоставление разных способов использования слова «Бытие» в книге «На подступах к психологии Бытия»
1. Оно использовалось для обозначения космоса в целом, всего существующего, всей действительности. При пиковых переживаниях, в состоянии очарованности или сосредоточенности поле внимания может сузиться до единственного объекта или лица, реакция на которые такова, как если бы они представляли собой все Бытие, т.е. всю действительность.
Это предполагает всеобщую холистическую (целостную) взаимосвязь.
Единственная полная и целостная вещь – это Космос в целом. Все меньшее – частично, неполно, вырвано из сети связей и отношений ради преходящего, практического удобства. Это же относится и к космическому сознанию.
Оно предполагает также иерархическую интеграцию (в противовес дихотомизации).
2. Это слово обозначает «внутренний стержень», биологическую природу индивида – его базовые потребности, возможности, предпочтения; его неустранимую натуру; его «реальное Я» (согласно К.Хорни); его изначальную сущностную внутреннюю природу; его самобытность.
Поскольку «внутренний стержень» присущ и всему человеческому роду (каждый младенец нуждается в том, чтобы его любили), и индивиду (только Моцарт в совершенстве обладал моцартовскими чертами), – Бытие как обладание «внутренним стержнем» может означать и «быть полностью человечным», и «быть совершенно индивидуальным», сочетая при этом оба смысла.
3. «Бытие» может означать «выражение своей природы (натуры)» – в отличие от того, чтобы справляться с чем-то, напрягаться, проявлять волю, контролировать, вмешиваться, командовать.
Бытием в этом смысле обладает кошка, потому что она действительно кошка, – в отличие от того смысла, в каком актер-мужчина, играющий женскую роль, выглядит женщиной, или от того, как скупец «старается» быть щедрым.
Слово «Бытие» относится к проявляющейся без усилий спонтанности (например, когда интеллектуальный человек проявляет свой интеллект или когда младенец ведет себя по-младенчески).
Такая спонтанность позволяет глубинной, внутренней природе индивида проявиться в его поведении. Поскольку спонтанность трудна, большинство людей можно назвать «исполнителями человеческих ролей», то есть они «стараются» обладать чертами, которые они считают «человеческими», – вместо того, чтобы быть просто самими собой.
Последнее предполагает честность, открытость, самораскрытие.
Большинство психологов, использующих описанное понимание Бытия, исходят (неявно) из скрытого, до сих пор в достаточной мере не проверенного допущения, что невроз не есть частью глубинной природы индивида, его «внутреннего ядра», его реального Бытия, а скорее выступает как более поверхностный слой личности, скрывающий или искажающий реальное Я. Иными словами, невроз служит защитой от реального Бытия, от глубинной биологической природы индивида. «Старание быть» не может быть столь же хорошо, как Бытие (самовыражение), но оно все же лучше, чем отсутствие старания, когда человек отказывается от совладания, теряет надежду, сдается.
4. Понятие «Бытие» (Being), может относиться к понятию «человек», «человеческое существо» (human being), «лошадь» и т.п. Такое понятие обладает определяющими характеристиками, позволяющими, посредством специфических операций, включать объекты в класс подпадающих под данное понятие или исключать их из этого класса.
Для людей здесь есть ограничения, связанные с тем, что каждого индивида можно рассматривать либо как члена класса «люди», либо как единственного члена уникального класса (например, «Эдисон Дж.Симс»).
Кроме того, мы можем прибегнуть к двум весьма различным способам оперирования понятием класса – «минимальному» и «максимальному». Классу можно дать «минимальное» определение, с тем чтобы практически никто не был исключен. При этом отсутствует основа для градации этого качества или какой-либо дискриминации человеческих существ.
Некто либо является членом класса, либо не является. Никакой иной статус невозможен. Или же класс может быть определен через посредство его совершенных представителей (моделей, героев, идеальных возможностей, платоновых идей, экстраполяции до идеальных пределов и возможностей). У такого способа определения много преимуществ, но надо иметь в виду его абстрактность и статичность.
Существует глубокое различие между тщательным описанием наилучших реальных человеческих индивидов (самоактуализирующихся людей), из которых никто не совершенен, и, с другой стороны, описанием идеала, совершенства, чистого понятия, сконструированного путем экстраполяции тенденций, обнаруженных при изучении реальных, несовершенных людей.
Понятие «самоактуализирующиеся люди» описывает не только этих людей, но также и идеальный предел, к которому они приближаются. Это не должно вызывать трудности. Ведь мы привыкли к чертежам и схемам паровой машины как таковой или автомобиля как такового; эти чертежи и схемы, разумеется, никогда не путают, например, с фотографией моего автомобиля или вашей паровой машины.
Такое концептуальное определение дает также возможность отличать существенное от периферического (случайного, поверхностного, несущественного).
Оно дает критерии различения реального и нереального, истинного и ложного, необходимого и необязательного, вечного, постоянного и преходящего, неизменного и изменчивого.
5. Бытие может означать «цель» развития, роста, становления. Термин «Бытие» относится здесь скорее к конечному продукту (или пределу, или цели, или «телосу») становления, чем к его процессу, как это имеет место в следующем предложении: «Таким образом, психология бытия и психология становления могут быть согласованы, и ребенок, попросту будучи собой, может одновременно двигаться вперед и развиваться».
Это звучит во многом сходно с аристотелевой «конечной причиной» или «телосом», конечным продуктом в том смысле, в каком в природе желудя уже наличествует дуб, в который превратится этот желудь. (Это хитрый подход, ибо мы склонны к антропоморфизму, говоря, что желудь «стремится» вырасти. Это не так. Это просто бытие младенцем.
Подобно тому как Ч.Дарвин не мог использовать слово «стремление» для объяснения эволюции, мы тоже должны избегать подобного словоупотребления. Мы должны объяснять психологический рост ребенка в направлении некоторого предела как эпифеномен его (ребенка) бытия, как совокупность «слепых» побочных продуктов наличествующих механизмов и процессов.)
III. Бытийные ценности (как описания мира, воспринимаемого в пиковых переживаниях)
Характеристики бытия представляют собой также ценности бытия. (Параллели обнаруживаются в характеристиках полностью человечных людей, в их предпочтениях; в характеристиках Я (самобытности) в пиковых переживаниях; в характеристиках идеального искусства; в характеристиках идеальных детей; в характеристиках идеальных математических доказательств, идеальных экспериментов и теорий, идеальной науки и идеального знания; в отдаленных целях всякой идеальной (даосской, невмешивающейся) психотерапии; в отдаленных целях идеального гуманистического образования; в отдаленных целях некоторых видов религии и в присущих им средствах выражения; в характеристиках идеальной среды и идеального общества).
Истина (честность; реальность; обнаженность; простота; богатство; существенность; должное; красота; чистота; чистая и неподдельная полнота).
Добро (правильность; желательность; должное; справедливость; благожелательность; честность; мы любим это, привлечены этим, одобряем это).
Красота (правильность; форма; живость; простота; богатство; цельность; совершенство; завершенность; уникальность; честность).
Цельность (единство; интегрированность; тенденция к единичности; взаимосвязанность; простота; организация; структура; порядок; отсутствие разделения; синергия; гомономные и интегративные тенденции).
Единство противоположностей (принятие, разрешение, интеграция (включение в сознательный опыт) или трансцендирование (выход за пределы, преодоление) дихотомий, полярностей, противоположностей, противоречий; синергия, т.е. преобразование противоположностей в единство, антагонистов в сотрудничающих или взаимно усиливающих друг друга партнеров).
Жизненность (процесс; отсутствие омертвелости; спонтанность; саморегуляция; полноценное функционирование; измениться и при этом остаться тем же; самовыражение).
Уникальность (индивидуальная специфичность; индивидуальность; несравнимость; новизна; особое качество; отсутствие чего-либо подобного).
Совершенство (ничего лишнего; ничего недостающего; все на своем месте и не может быть улучшено; точно так; идеальное соответствие; уместность, справедливость, полнота; ничего помимо; должное).
Необходимость (неизбежность; это должно быть именно так; не может быть изменено ни на йоту; хорошо, что именно так).
Завершенность (окончание; окончательность; справедливость; гештальт больше не меняется; выполнение намеченного; finis и telos; ничего недостающего; все целиком; исполнение предназначения; прекращение деятельности; достижение высшей точки; окончание в связи с достижением цели; умереть и вновь родиться; прекращение и завершение роста и развития).
Справедливость (честность; долженствование; уместность; соразмерность; необходимость; неизбежность; непредубежденность; беспристрастность).
Порядок (законность; правильность; ничего лишнего; совершенство организации).
Простота (честность; обнаженность; существенность; абстрактная безошибочность; четкая структура; суть дела; прямота; только необходимое; без украшений; ничего чрезмерного или лишнего).
Богатство (дифференциация; сложность; изощренность; все целиком; ничего недостающего или скрытого; все здесь; все в равной мере важно; нет ничего неважного; всему предоставляется идти своим путем, без улучшения, упрощения, абстрагирования, переустройства).
Непринужденность (легкость; отсутствие напряжений, стараний, трудностей; изящество; совершенное и красивое функционирование).
Игра (веселость; радость; юмор; изобилие; непринужденность).
Самодостаточность (самостоятельность; независимость; не нужно ничего другого, чтобы быть самим собой; само детерминация; преодоление среды; отдельность; жизнь по своим законам; самобытность).
Эти заметки еще не представлены в окончательном виде и не образуют полной структуры. Они основываются на идеях, изложенных в моих книгах «На подступах к психологии Бытия» и «Мотивация и личность» (Maslow, 1954; 1962 b), и развивают эти идеи в направлении их идеального предела. Заметки были написаны в период моей работы в качестве гостя-стипендиата в Западном институте поведенческих наук в Ла Джолла (Калифорния) в 1961 г. Дополнительные соображения по психологии Бытия приводятся в моих статьях (Maslow, 1964 а; 1963 а).