Земцова Елена Александровна,
Психолог-консультант
Целью моего сегодняшнего анализа является попытка провести некую параллель с сегодняшними событиями и трагическими днями Великой Отечественной Войны на примере двух кинокартин советского периода: «Трясина» Григория Чухрая 1978 г. и «Возврата нет» Алексея Салтыкова.
Художественный фильм «Трясина» был снят Григорием Наумовичем Чухраем в 1977г.
Автор сценария Виктор Мережко. В главных ролях Нонна Мордюкова, сына Дмитрия играл Андрей Николаев, сына Степана Вадим Спиридонов.
Эта история о материнской любви, погубившей сына, поднимающая проблему важности морального выбора.
Прославленный режиссер, народный артист СССР, мастер послевоенного кино Григорий Чухрай, получил большую школу жизни. В 1939 году был призван в Красную Армию, прошел всю войну, 4 раза был ранен. День Победы встретил в госпитале. В памяти своих современников остался как художник, принесший на экраны правду о войне. Такие картины как «Сорок первый» 1956 г., «Баллада о солдате» 1959 г., «Чистое небо» 1961 г. были созданы и вошли в сокровищницу мирового кинематографа.
Режиссер рассказывал, что «…тему фильма мне подсказала грузинская актриса Лейла Абашидзе. Речь шла о промелькнувшей в то время в газетах истории о дезертире, укрывавшемся всю войну, лишь бы не попасть на фронт. Меня, как фронтовика, эта история не могла не заинтересовать. Однако, очень скоро я понял, что о самом дезертире ставить картину нельзя - он мелок и однозначен, интереснее рассказать о личности сомневающейся, способной испытать муки совести. Так и возникла идея сделать фильм о матери дезертира».
Актриса Нонна Викторовна говорила в своих воспоминаниях, как она готовилась к сьемкам, как погружалась в роль, как проживала каждое мгновение. Сердце разрывалось, эмоции раздирало, жаловалась, что не доиграет эту картину. «Это невыносимо!», говорила она. Мордюкова сравнивала свою роль со словами А.С. Пушкина: «Нева металась как больной в своей постели беспокойной».
Следует казать, что за свою актёрскую карьеру актриса снималась у многих режиссеров, но любимыми называла двух: Григория Чухрая и Никиту Михалкова. В фильме «Трясина» актриса обнажила внутреннюю боль, никто другой не смог бы так реалистично показать материнскую любовь такую великую и понимающую, какой же она может обладать страшной разрушительной силой!!!
Нонна Викторовна рассказывала, что на главную роль пробовалось очень много актрис, порядка шестидесяти человек. Она была одной из тех, кто ждал. И дождался. Актриса проходила кастинг семь раз. На пробах она играла трудные сцены, которые отнимали много физических и тем более моральных сил. И тем не менее свершилось! Мордюкова была утверждена.
Актриса Раиса Рязанова вспоминает, как Нонна Викторовна готовилась к съемкам:
«Она ходила в чем-то черном, у нее платок был черный, какая-то кофта черная и юбка длинная. Просто ей надо было войти в кадр такой (в образе несчастной матери). И вот она набирала и не знала откуда взять (энергию). Она подошла и схватилась за землю. Руки обмазала».
И ведь действительно, после такого стопроцентного вхождения в образ, Нонна Мордюкова перешла ту грань актерского мастерства, за которую обычно боятся заходить настоящие актеры. После этой роли сама Нонна говорила, что чуть не сошла с ума. И я думаю, это неудивительно. Если вспомнить, что у сына актрисы и Вячеслава Тихонова - Владимира Тихонова, были проблемы с алкоголем и наркотиками, а тут еще такая яркая роль матери, у которой сын дезертир. Все эмоции смешались и на выходе получилась очень сильная отдача.
Сестра Мордюковой Наталья Катаева в интервью рассказывала, что после съемок фильма актрису буквально приходилось выгуливать, чтобы как-то приводить в чувства.
Народная артистка СССР Нонна Викторовна Мордюкова была признана английским ежегодником «Кто есть Кто» величайшей актрисой ХХ века.
Но не только для нее, но и для создателей фильма «Трясина» он станет одной из самых выстраданных и тяжелых картин.
Особенности создания кинопроизведения.
При работе над фильмом Григорий Чухрай столкнулся со многими проблемами. Рабочее название «Нетипичная история» было изменено на «Трясина», которое режиссеру было навязано. Оно не передавало главной сути фильма и не отражало надежды на будущее. Фильм подвергся жестокой цензуре. Начальство усмотрело в названии порочение памяти погибших в Великой Отечественной войне. Под давлением руководства, Чухрай согласился переименовать свой фильм в «Трясину» полагая, что это спасет картину.
Казалось, что все сложности преодолены. В Госкино приняли и выпустили на экран. Но опять трудности с прокатом. В то время со зрителями еще таким откровенным языком не разговаривали. В литературе уже появилась повесть Валентина Распутина на тему предательства «Живи и помни», но в кино...
Надо было переварить в себе, что на экране ты видишь, как происходит разложение души. Как мать медленно сходит с ума от своей любви и своего поступка. Как заслуженное и такое возможное счастье солдата-победителя оказывается неполным...
Фильм мучительно пробивался к зрителям. Начальник Главного политического управления Советской армии генерал Епишев утверждал, что в армии во время войны не было дезертиров. А также он был обижен «за нашу советскую мать». И выстраивал логическую цепочку: Мать, ассоциируется у нас со словом Родина. Показывая мать в отрицательном свете, Чухрай порочит нашу великую Родину.
В результате в газете «Красная звезда» появилась разгромная статья, положительные рецензии были убраны, а фильм положили на полку. Но Григорий Наумович считал себя борцом. А борец он не только получает, но и наносит удары. В конце концов, говорил он, все его фильмы создавались в тяжелом и жестком противостоянии с такими нечестными и не обьективными критиками. И его «Трясина» была также и о них. После запрета зрители увидели картину почти через десять лет.
Григорий Чухрай осознавал, что после 4-х ранений на войне он остался жив, мог работать, а значит все что происходящее в его жизни воспринимал как дары судьбы. В том числе и «Трясину». Ведь в конечном итоге, с картины был снят «домашний арест» и она пришла к зрителям.
К ПРОШЛОМУ ВОЗВРАТА НЕТ!
Вторым фильмом, о котором мы будем сегодня говорить является фильм «Возврата нет» 1973 года, снятый режиссером Алексеем Салтыковым по одноименной повести Анатолия Калинина. В прокате 1974 года фильм «Возврата нет» пропустил вперёд только четыре отечественных произведения - «Калина красная» Василия Макаровича Шукшина, «Мачеха», «Невероятные приключения итальянцев в России» и «В бой идут одни «старики». Достойная компания для фильма о любви, великом двигателе человеческих мыслей, чувств и поступков.
После одного из боев председатель колхоза Каширина спасла раненого советского офицера, командира отступающего батальона Никитина, спрятав его раненого в схроне. После войны он вернулся к ней, не побоявшись разницы лет. Спустя годы, Каширин совершил малодушный поступок, предав Антонину.
В этом фильме как и в «Трясине», Нонна Мордюкова воплотила архетипический образ Матери. И это неудивительно, ведь даже внешностью своей она походила на знаменитый символ с плаката «Родина-мать зовет!».
Рассказывая о сьемках, Нонна Мордюкова делилась впечатлениями: «Знаете, впервые мне кажется, что я играю в фильме себя, свою жизнь, своё отношение к любимому человеку, мужчине, мужу. Может, и спорным покажется поведение Антонины. Может, многие женщины и скажут, что не надо, не стоит так уж опекать наших мужиков, «придумывать» характер любимого человека, обстирывать его, ухаживать, делать из него прямо уж таки бога. Но я не умею иначе любить. Я за любовь, которая была бы одна у человека, только одна на всю жизнь. Чтобы вместе люди умели радоваться, грустить, глядеть на мир одними глазами».
Фильм-один из самых интересных из снятых во времена СССР. Неоднозначный, многогранный, непростой.
В прошлое возврата нет, категорично заявляет нам режиссер Алексей Салтыков.
А зрители говорят: «Эта женщина жила недаром. Она любила».