Logo
ВШППБ
Logo
ВШППБ

Психотерапевтическая сказка.

Зотова Раиса Анатольевна

директор института повышения квалификации и проф. переподготовки «Высшая школа практической психологии и бизнеса», кандидат психологических наук, бизнес-консультант, мультимодальный психолог-консультант-психотерапевт, г. Москва

Психотерапевтическая сказка.

Многие годы я занимаюсь психотерапией с клиентами, применяю и интегрирую в практику многие модальности. И одним из любимых направлений стала сказкотерапия (Арт-терапия).

Большой альбом авторских сказок создан специально для терапии мужских, женских, детских проблем, семейных, системных, психосоматических и других запросов, а еще, точнее сказать, терапевтический эффект достигается уже прочтением таких специальных текстов самим клиентом.

Более 10 лет я собираю для публкации (с разрешения наших выпускников института) самые талантливые сказки, часто тексты мне приносят мои коллеги.

Наши авторы постарались сделать подборку сказок и вопросов к ним так, чтобы любой читатель смог подумать, согласиться или нет с главными героями, понять что может герой данной сказки сделать полезного для читателя.

Для удобства, где это было возможно, в конце сказки мы предлагаем читателю список вопросов.

Будем признательны за вашу обратную связь.

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы, 15-20 лет – срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью истории.

Сказкотерапия – это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому, что увлекательный сюжет легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапевт подбирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что часто внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим языком психологических терминов. Но ее можно описать только языком сказки.

Для нас, психологов и психотерапевтов, очень важно видеть оборотную сторону проблемы. Под агрессивностью скрывается миролюбие, под страхом – бесстрашие, под глупостью – ум. Волшебник Изумрудного города, знаменитый Гудвин, умел видеть оборотную сторону проблемы. Он сумел дать «клиентам» именно то, что они просили. Трусливому Льву – смелость, Страшиле – мозги, Железному Дровосеку – чуткое любящее сердце. А ведь всем этим они изначально обладали. Гудвин лишь заставил их поверить в то, что качество сформировано.

Итак, в наши задачи входит не только видение оборотной стороны проблемы, но и пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурс личности и сообщить действиям дополнительную силу. И поэтому уместно привести одну историю о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале.

«…Падишах праздновал свой день рождения.

Из самых далеких краев съехались на праздник знатные гости с подарками. А послам и числа не было. Каждый входил, отдавал свой подарок и садился на свободное место.

В шатре играла музыка, и падишах был в восторге от того, как разукрасили дворец. Он очень гордился талантами всех своих придворных. Акбар считал, что в целом мире нет такого умного советника, как Бирбал.

И вот явился духовный учитель падишаха. Акбар встретил его с почетом и богатыми подарками.

Во дворце царила радость. Куда ни глянь – все ликуют и восхваляют падишаха. Окинув зал взглядом, Бирбал усмехнулся.

Падишах заметил это и, когда все разошлись, спросил:

- Бирбал! Как ты думаешь, что важнее, святой или вера?

- Конечно, вера, владыка мира!

- А я думаю, нет! Случается, что вера важнее, но если бы не было святых и духовных учителей, разве могла бы существовать вера?

- Нет, падишах, вера важнее святого, - стоял на своем Бирбал

- Наверно ты говоришь, Бирбал, ведь люди почитают святых и довольны.

- Вера в святых, конечно, дает свои плоды. Мы совершаем жертвоприношения статуям святых, но не от статуй получаем воздаяние, а от святых. И за это поклоняемся их статуям.

Падишаху такие рассуждения пришлись не по вкусу, и он рассердился.

- Это все слова! А ты можешь доказать, что вера важнее святого?

- Могу.

- Докажи сейчас же!

- Владыка мира, это дело непростое, мне для этого нужно время.

- Ладно, даю тебе месяц сроку, но помни: если ты за это время не докажешь своей правоты, - прощайся с головой.

- Согласен, - ответил Бирбал.

Берясь за дело, Бирбал всегда все обдумывал и взвешивал заранее. Когда прошло пять дней, он увидел, что падишах озабочен важными делами и забыл об их споре. Тогда Бирбал незаметно взял туфлю падишаха, завернул ее в шаль и унес из дворца.

Выйдя из города, он в глухом месте закопал сверток. Сверху засыпал землю горкой и поставил три камня так, что получилось подобие могилы.

Потом он нанял муллу и приказал ему молиться на могиле и принимать подношения от верующих. Бирбал наказал мулле говорить, что это могила святого Верашаха, и всячески прославлять святую жизнь покойного. Мулла выдумывал и рассказывал разные небылицы про чудодейственную силу святого Верашаха. Мало-помалу, слухи о святом разошлись по всему городу. Народ валом повалил к могиле святого, - несли дары, молились, давали обеты и клятвы. Так, «Божьей милостью», пустыня ожила.

Вскоре весть о святом Верашахе дошла и до падишаха.Как водится, из мухи сделали слона. Придворные расписывали небывалые чудеса, которые будто бы и после смерти творит святой, а иные договорились и до такого: «Когда ваше величество были ребенком, отец ваш тоже почитал этого святого. И по милости Верашаха к нему пришла удача в его великих делах».

Падишах поверил им и дал себе слово навестить святую могилу, почтить память великого святого.

И вот однажды падишах вспомнил о своем решении, взял с собой нескольких любимцев из числа придворных и поехал к могиле святого.

А там все время толпились люди. Рядом раскинулся небольшой базар, падишаху это место понравилось. Он и придворные отвесили низкие поклоны могиле святого. Бирбал стоял рядом, молчал и не кланялся.

- Все низко кланяются могиле святого, а ты? Приличней было бы и тебе поклониться,

- строго сказал падишах.

- Я готов поклониться, только если вы признаете мою правоту и скажете, что вера важнее святого.

Падишах сердито сдвинул брови:

- Я и сейчас повторю, что святой превыше веры. И при тебе даю обет: если я одержу важную победу над воинственным соседом, то велю покрыть могилу дорогим ковром, принести в дар сладости и здесь же угостить муллу и людей.

В это время примчался гонец, соскочил с коня, поклонился падишаху и доложил:

- Ваше величество! Ваш сын приказал передать: «Воинственный сосед разбит на поле боя, и есть надежда, что скоро он станет вашим слугой».

Падишах был вне себя от радости. Желая посрамить Бирбала, он вскричал:

- Та что, ты и теперь станешь твердить, что вера важнее святого?! Гляди, только я успел дать обет на его могиле, как тут же пришла счастливая весть, желание мое исполнилось!

- Владыка мира, если бы у вас не было веры, вы бы не дали обета святому. Вера – самое главное.

- Оставь свои уловки, теперь они уже ни к чему. Раз ты не смог доказать своей правоты, то готовься к смерти, - сурово сказал падишах.

- Ваше величество! Я только никак не пойму, в чем моя вина?!

Эти слова совсем разгневали падишаха. Он насупился и сказал еще суровее:

- Так вот ты как! Это в тебе не гордыня, а сама смерть говорит! Позвать палача немедленно!

Бирбал увидел, что падишах в ярости, и быть беде. И тогда он повернулся лицом к могиле, сложил руки и почтительно сказал:

- О Верашах! Если я останусь в живых сегодня, то принесу на твою могилу в дар сладости и построю прекрасный мавзолей!

Услышав этот обет, падишах усмехнулся:

- Ну, что, Бирбал, образумился? Пришлось и тебе дать обет.

- Конечно! Пришлось просить защиты святого, - поддакнул Бирбал.

Он позвал всех придворных, снял с бугра камни, раскидал землю и достал сверток. Удивленный падишах, во все глаза глядевший на Бирбала, спросил:

- Что ты делаешь?

- Владыка мира! Вот ваш святой Верашах. Ему-то вы и приносили обеты, - сказал Бирбал и развернул сверток.

Каково же было удивление падишаха, когда он узнал свою туфлю.

- Ваше величество! А вот теперь скажите, что важнее – вера или святой? – спросил Бирбал и сам ответил: - Наша внутренняя вера – вот что главное. Если веры нет, то обещания и обеты бесполезны. Придется и вам признать, что главное – вера.

И пришлось падишаху согласиться с Бирбалом и сдаться перед его мудростью.

Слова о Верашахе разнеслись уже далеко, и на его могилу стеклось много денег.

И Бирбал велел построить на этом месте мечеть...»

ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ.