Человская Юлия Евгеньевна,
психолог-консультант,
Москва/Новороссийск (Россия).
Актуальность данной темы в настоящее время обусловлена тем, что в современном обществе часто можно встретить неравный возрастной брак. Например, мужчина старше женщины на 15-20 лет, или же наоборот женщина старше мужчины. Тогда как по церковному праву, «что касается браков лиц, имеющих слишком большую разницу в возрасте, то такие браки мало соответствуют христианскому понятию о брачном союзе и его целях и, как нередко показывает опыт, это неравенство вредно влияет на нравственные отношения супругов. Инструкция благочинным приходских церквей, указывая на запрещение священникам венчать незаконные браки, причисляет к ним и бракосочетания тех лиц, из которых одно молодое, а другое престарелое, не определяя, впрочем, в точности этой разницы в возрасте (ст. 18)» [1]. При этом, существующее на сегодня высказывание Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), открывает нам видение, что расхождение в возрасте между супругами не может превышать пяти шести лет.
Таким образом оба партнера, вступая в неравный возрастной брак, нарушают установленные нравственные нормы, тем самым прибывая в деструктивной связи. В связи с тем, что индивидуумы не осознают истинную причину, как влияние рецессивных генов на генетическое родство и не понимание всей трагичности последствий этого факта, побудило нас к рассмотрению данного явления.
Здесь мы остановимся и рассмотрим картину В. Пукирева «Неравный брак», и увидим на ней взрослого, почти старого мужчину, а рядом с ним юную особу. Глядя на них, зритель задается вопросом, что собственно может связывать между собой этих людей, с такой большой разницей в возрасте? Один из вариантов, можно предположить, со стороны молодой особы желание воспользоваться дарами или же его зрелой личностью, то есть положением в обществе, его статусом, финансами, со стороны мужчины – её молодое тело и, как правило, манипулировать другим человеком, то есть властвование. Также можно предположить, что оба партнера испытывают некую страсть к друг другу. Мы, в свою очередь, испытываем удивление, что же это за страсть? В разных психологических подходах эта проблема рассматривается по-разному, в нашем исследовании примем за основу генетику и «Судьбоанализ» Липота Сонди, и, возможно, увидим фундамент так нарекаемого притяжения.
Судьбоанализ – это направление глубинной психологии, которое делает осознанными бессознательные притязания предков личности. [2, с. 244 - 245] Центральное понятие этой концепции – «генотропизм - заложенная в латентно (скрытые) рецессивных генах сила, которая притягивает друг другу людей на основе их генетического родства». [2, с. 36] Может проявляться в пяти вариантах – либидотропизм (выбор брачного партнера или полового партнера), социотропизм (выбор друзей), оперотропизм (выбор профессии или хобби), морботропизм (выбор болезни), танатотропизм (выбор способа смерти). [2, с. 38 - 39]
Проведем анализ и содержания либидотропизма (выбор брачного партнера), как уже отмечалось выше, «этот выбор управляется латентно-рецессивными генами (скрытая единица наследственности), которые имеются в аналогичной форме в генофонде каждого из будущих супругов. [2, с. 249] В нашем примере можно предположить, что притяжение к неравным возрастным партнерам происходит по наличию у обоих партнеров схожих детских травм, то есть у него Эдипов комплекс (по Фрейду), а у нее соответственно комплекс Электры (по Юнгу).
Миф о Эдипе, который иллюстрирует теорию психологического развития. Эдип в неведении убивает своего отца Лая и спит со своей матерью Иокастой. Эдипов комплекс, центральный во фрейдовской теории, рассматривает инцестуозные желания ребенка, направленные на собственных родителей, и последующие чувства вины и страха, возникающие из-за этих инцестуозных желаний. [4] Вследствие этих чувств «возникает сверхсильная фиксация на ранних стадиях либидинозной организации и в связи с этим – чрезмерная тенденция к регрессии (возращение) на эти ранние стадии. [5, с. 66]
В соответствии с Юнгом, бессознательное состоит из двух уровней – личное (основано на событиях, которые переживались в прошлом и были забыты или вытеснены) и коллективное (состоит из архетипов, предсуществующих форм, оформленных благодаря повторению опыта, запечатленного в нашей психике). Когда случается ситуация, соответствующая архетипу, архетип активируется. [4]
Резюмируя вышесказанное, мы можем отметить, что для мужчины мама является первой любовью, соответственно проекция всех женщин будет на этот опыт. С одной стороны, если эдипальные стадии пройдены успешно, то и с противоположным полом, где есть чувства любви будет проходить ровно и спокойно, а с другой стороны при неблагополучном прохождении индивидуум испытывает амбивалентность чувств (люблю – ненавижу).
Амбивалентность чувств. (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению характеризующее его одновременно принятием и отвержением. [, с. 32]. Следовательно, при таком роде самочувствии субъекту не комфортно и на основании этого он старается избежать объект, который причиняет такие противоречивые чувства. В результате чего наличие выбора партнера происходит не по чувствам любви, а по вторичной выгоде – удобство, страсть, страх одиночества и т.д.
Вслед за Эдиповым комплексом, определим комплекс Электры. Авторами предлагается описание мифа, как «о девочке – подростке Электре, опустошенной смертью отца Агамемнона, который был убит ее матерью Клитемнестрой. После убийства Электра вынуждена жить со своей матерью, которую она ненавидит, и с любовником матери – Эгисфом. В одиночестве, в депрессии и будучи неспособной прекратить оплакивать своего отца, Электра ждет возращения своего брата – Ореста. Он или они вместе (в зависимости от версии мифа) убивают Клитемнестру и Эгисфа, чтобы отомстить за смерть отца». [8, с. 9] В современном обществе, где процветают разводы и повторные браки «Электра важна, потому что ее миф точно описывает архетипические ситуации» [8, с. 9], с которыми зачастую можно столкнуться в наше время. Согласно Шейлы Пауэл, с юнгианской позиции у таких особ, идентифицированных с Электрой, ослабленно психологическое развитие. Как следствие того, что взаимоотношения Электры с отцом, братом и матерью в изрядной степени возымели действие на ее анимус (относиться к «мужской» части женщины). Из-за того, что у главной героини мифа и с ее отцом были психически инцестуозные отношения, ее анимус разделен на духовную и чувственную части.
Таким образом высказывание Фрейда, подводит итог двум трагедиям, «любовная жизнь таких людей остается расщепленной на два направления, получающих воплощение в иcискусстве в качестве духовной и грубой (или животной) любви. Когда они любят, они не могут желать, а когда желают не могут любить». [3]
В таких случаях выбор всегда оказывается «иллюзорный», так как управляется не самим индивидом, а его латентной генетической природой (предками). [2, с. 249] Необходимо отметить, что именно предками, так как в большинстве эпизодах родители имеют такие же травмы. Кроме того, подтверждению этому мы обнаружим в словах создателя IDEAL-метода Тойча, он говорил «если Вы не разберетесь с генетическими причинами своих проблем, они будут повторяться из поколения в поколение. Генетическая зависимость, в которой Вы пребываете (код предков), должна быть осознана и прервана. Иначе любое состояние, которое не нашло разрешения в предыдущих поколениях с математической точностью повторит себя в следующих поколениях, в поколении Ваших детей, а затем и внуков». [7, с. 29].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что люди, вступающие в неравный возрастной брак, имеют в своем генофонде одинаковые рецептивные гены (детские травмы – комплекс Эдипа и Электры), таким образом бессознательно пребывают в генетическом родстве. Целью нашего исследования этой проблемы с помощью мифов можно обозначить, как первый шаг к исцелению, так как узнавание истории в своей жизни делает путь к «освобождению от его бессознательной силы». [8, с. 8] Кроме того, чтобы у нас были зрелые и искренние отношения, в первую очередь нужно осознать предмет обсуждения, попытаться переступить через свою гордыню или самомнение и, если есть возможность, простроить отношения со своими родителями. И, как результат мы сможем стать зрелыми личностями, которым будут интересны такие же партнеры по возрасту, какими являемся мы в данный период нашей жизни. Таким образом обретая гармонию с самим собой и со своей жизнью.
Важной составляющей к разрешению этих травм является психотерапия. В соответствии с индивидуальностью анамнеза, составляется план терапии, в которой можно применить комплекс методик и направлений системного психологического консультирования, психодиагностики, психотерапии:
1) системное семейное консультирование;
2) DEAL – метод Тойча [9, 32]
3) «ФОТО-БЭСТ» - проективная техника, адаптированная автором Р.А. Зотовой, (от Basic Emotional Structuring Test – BEST, авт. др. Х. Калер 1972г.)
4) Техника написание «Благодарственных писем», используется для изменения образа мыслей и избавления от обид. [10]
5) Телесно-ориентированная терапия – А. Лоуэн.
Список литературы:
1. Певцов В. Г. Лекции по церковному праву. СПб.: Тип.-лит. С.-Петербургской одиночной тюрьмы, 1914. — 249 с.
2. Судьбоанализ/ Липот Сонди; [статьи; пер. с нем. А.В. Тихомиров]. – М. : Три квадрата, 2007. – 480с.
3. Freud S. Über die allgemeinste Erniedrigung des Liebeslebens (1912 d) // G.W.Bd. 8. S. 78 - 91.
4. Эсхил. Полная греческая трагедия. Издание Дэвид Грен и Ричмонд Латтимор. Сделка Ричмонд Латтимор. Чикаго: U of Chicago P, 1953.
5. Бритон Р., Фельдман М., О Шонесси Э. Эдипов комплекс сегодня. Клинические аспекты / Под ред. Дж. Стайнера. Пер. с анг. – М.: Когито-Центр, 2012. – 159 с. (Библиотека психоанализа)
6. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное / Сос. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811, [5] с.
7. Чампион Курт Тойч. Стратегия решения личных проблем. Менталитет успеха. – М.: Когито-Центр, МИЦЧ «СанРэй», 2017. – 176 с. (Золотая серия)
8. Катер Нэнси. Комплекс Электры в психологии женщины: Пер. с анг. / Под ред. и с послес. Л.А. Хагая. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 160 с.
9. Цветкова Н. А. Реконструкция семейной истории как эффективный инструмент в психокоррекционной работе. IDEAL - метод Тойч / Н. А. Цветкова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2010. - 232 с. - (Серия "Библиотека психолога").
10. Хей Луиза. Новейшая энциклопедия здоровья и счастья/ Пер. с анг. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 896 с.