Logo
ВШППБ
Logo
ВШППБ

Необусловленное счастье или счастье без причины.

Зотова Раиса Анатольевна, к.псх.н., системный консультант, психотерапевт,

директор НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ», автор и ведущая тренинга "Учимся жить счастливо".

Вероятно, у Вас могут возникнуть вопросы.

Например, такие:

Ø От чего зависит насколько полно воплощается сценарий в жизнь?

Ø Как избежать реализации сценария?

Ø Можно ли вообще прожить по-другому? От чего это зависит?

Ø Что такое «Необусловленное счастье»?

Может показаться удивительным, но сможет ли человек изменить свой жизненный сценарий, напрямую зависит от того, каково соотношение страха и желания (потребности) в его переживаниях, и соответственно поведении. Чем больше страха, тем полнее воплощается сценарий. Еще - зависит от уровня осознанности: если мы замечаем, каким именно образом из своего страха мы подталкиваем негативные события к воплощению, то можем влиять и на это. Процесс перехода от жизни по сценарию к "своей" жизни не очень прост.

Для этого необходимо:

1) Знать свои истинные потребности

2) Знать свои страхи

3) Перестать ожидать от партнера, что он заметит наши потребности

4) Научиться открыто выходить со своей потребностью к партнеру, и принимать, а не отвергать - если нам дают то, что нам нужно

В тот момент, когда у нас появляется возможность действительно получить ответ на свои потребности, удовлетворить их, мы формируем новый опыт - опыт, который будет становиться частью нашего бессознательного. Сначала мы меняем кусочек, еще кусочек, и постепенно накапливаем то, что будет воспроизводить наше тело и эмоции в будущем. И далее мы выходим напрямую со своим сокровенным желанием к другому…

Когда мы действительно это делаем, то мы:

1) Меняем всю ту систему отношений, в которой росли с детства. Мы прямо сейчас, по факту оставляем свою семью, её принципы и устои. И оставляем – возможно, навсегда - нашу старую жизнь. А она ведь вовсе не хочет оставлять нас.

2) Еще мы отказываемся от всех вторичных выгод, которые давала наша система жизни внутри сценария. Будь то возможность «не заморачиваться», наши возвышенные страдания, которые давали ощущения моральной высоты и заставляли окружающих помогать нам.

3) И еще мы выходим на свободу. А «это ужасно», ведь впереди - неизвестность. И теперь только мы сами ответственны за то, что произойдет или не произойдет. Мы и воля Неба. Больше ничего.

А еще… возникает вопрос: что мы будем переживать, если вдруг столкнемся с предложением того, чего мы страстно и всей душей всегда желали, но не получали? Что нам делать, если на самом деле ЭТО вдруг дадут?!!! Ведь, если мы действительно обнаружим свои страхи и потребности, и действительно открыто выйдем с самым сокровенным к другому человеку, то… мало не покажется!

И в этом случае силу переживаний можно использовать как индикатор. Если мы действительно прикоснулись к значимым чувствам в себе – значит, будем переживать сильно. А если мы не сталкиваемся с сильными эмоциями, то надо искать свои страхи и потребности еще раз. Или понаблюдать за собой прямо в отношениях.

Как же мы приходим к тому, что живем по сценарию? Размышления…

…Каждый из нас когда-то был «изгнан из Эдема»... Каждый ребенок переживает травму разрыва с безопасным и наполненным пространством жизни в симбиозе с матерью. Само по себе рождение и последующее взросление является травмой, с которой должна справляться развивающаяся психика. Каждый этап взросления связан с тем, что приходится сталкиваться с новыми ограничениями, учиться их преодолевать и справляться с условиями реальности. И роль родителей в этом процессе - помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, принять происходящие в его жизни изменения, установить связь с новой, незнакомой реальностью и изменяющимися отношениями.

В ситуации безопасности и поддержки, обеспечивающей гармоничное развитие, ребенок постепенно усваивает: «Мама хорошая и я хороший – это условия другие. Удовлетворять вот эту потребность в таких-то условиях можно вот так». И в таком случае, ребенок остается в контакте с окружающей действительностью, сохраняя целостное восприятия себя и других в отношениях. Однако родители в той или иной степени несовершенны, и для каждого из нас создаются ситуации, в которых мы теряем контакт с собой и окружающей реальностью. Без участия родителей, из-за несовершенства раннего мышления, ребенок склонен неверно оценивать суть и причины травмирующей ситуации.

Типичные формы, того, как ребенок может интерпретировать ограничение удовлетворения какой либо потребности и изменившихся отношений – это: «Мама меня больше не любит. Я плохой». Или: «Все плохо. Но когда я делаю вот это, мама радуется. Чтобы мама меня любила, нужно делать это».

Самостоятельно ребенок не способен уяснить, что у родителя может быть тысяча и одна причина, для того чтобы в данный момент не ответить на потребность. Это базовая точка, в которой берет начало искажение в восприятии реальности и отношений.

В процессе дальнейшего развития, базовая ошибка обрастает все новыми деталями и превращается в многоходовую игру, призванную получить хоть малую долю ответа на свои потребности.

Например: ребенок заболел. Родители становятся заботливыми.

«Ага», - делает вывод ребенок, - «когда я такой - я получаю внимание. То есть, если я не могу обрадовать маму как-то иначе, мне надо заболеть». Так, ходе экспериментов по снижению своего напряжения, сталкиваясь с разочарованиями и дальнейшими находками, в отношении того, как его реакции влияют на родителей, ребенок усваивает спектр определенных поведенческих ходов.

Еще раз резюмируем историю возникновения сценария. Сначала, происходит базовый отрыв от реальности восприятия отношений и себя в них. Затем базовая ошибка обрастает дополнительными мифами, а ребенок постепенно усваивает спектр реакций и поведения, которое приводит к частичному удовлетворению. И повзрослевший человек выходит в свою отдельную жизнь с уже подготовленным сценарием. Причем первичная точка возникновения сценария, к этому моменту, уже погребена глубоко в бессознательном. А также, внутри сидит плач по «потерянному Эдему», и страстное желание вернуться туда…

То есть, чтобы преодолеть свой сценарий нам понадобится пробраться сквозь ворох мифов и наслоенных друг на друга реакций к самому его центру - травме. К ситуации, где наша (моя) значимая потребность была не удовлетворена, к ситуации, где мы решили, что мы (и/или окружающие нас люди) чем-то плохи.

Здесь мы непременно встретимся с болью, обидой, разочарованием и злостью. Но здесь же и должен быть восстановлен контакт с реальностью. Здесь нужно разглядеть, что причина отсутствия ответа находится не в нас и не в окружающих. Все Они - такие, каковы Они есть, и Я - такой человек, каков Я есть. Только понимая и принимая себя и окружающих (партнера), мы можем установить связь, в которой возможно удовлетворение. Именно отказ от иллюзий и неоправданных ожиданий может привести к контакту с реальным человеком и полноценному взаимодействию с ним. Экспериментируя и наблюдая за собой, я удивилась, насколько легко и автоматически я снова и снова возвращалась к старой модели поведения. Как говорилось выше, в подобных ситуациях нам приходится преодолевать несколько вещей:

1) Сложно преодолеть инерцию старых механизмов сценария, связанных в целую систему реакций, пронизывающих большую часть жизни. Кроме того, система эта носит еще и защитную функцию - через нее мы, так или иначе сохраняли связь с внутренними (а иногда и настоящими) родителями. Ведь мы выстраивали эту систему в частности для того, чтобы сохранить свои отношения. Меняя форму поведения, мы непременно столкнемся со страхом разрыва этой связи.

2) Отказываясь от сценария, мы отказываемся от выгод, которые он несет. (Проверочный вопрос - что я потеряю, если откажусь привычных реакций и страданий).

3) Страх столкновения со Свободой, а значит и с полной ответственностью за то, как Я буду жить в новых отношениях и что мне в них делать. И при этом никто не даёт никаких гарантий, что наш выбор или наши усилия принесут удовлетворение. Больше нет правил и условий. Нам можно все, но мы отвечаем за все последствия.

И, тем не менее, преодоление механизмов сценария возможно. Иногда это становится постепенной работой, где узнавание своих особенностей перемежается с приобретением способности чуть более открыто выходить к партнеру со своими потребностями и взаимодействовать с ним. А иногда человек приходит к отказу от сценария через проживание личностного кризиса или кризиса отношений, как это случилось конкретно у меня.

К сожалению, многие люди не испытывают подлинно­го длительного счастья. Вот печальная статистика [32, стр.31]:

• Менее 30 процентов людей считают, что счастливы.

• 25 процентов американцев и 27 процентов европей­цев утверждают, что они находятся в состоянии де­прессии.

• По прогнозам Всемирной организации здравоохра­нения, в 2020 году депрессия вышла на второе место после заболеваний сердца в контексте общей повышенной заболеваемости.

Несмотря на то, что уровень жизни у нас сейчас вы­ше, чем когда-либо, мы находимся в угнетенном состоя­нии.

Почему одни люди счастливее, чем другие?

Если большинство подходов сосредоточивает внимание на счастье, которое приходит со стороны, то это исследование о счастье, идущем изнутри человека, то есть оттуда, где оно действительно чего-то стоит.

Автором подхода «Достижение необусловленного счастья (счастья без причины)» является американка Марси Шимофф [32.стр.29-51] В своей работе я зачастую опираюсь на её исследования, но иду дальше, развивая этот метод.

В основе подхода лежит естественное желание каждого человека быть счастливым. Каждому хочется настоящего, основательно­го и надежного счастья — такого, чтобы независимо от внешних обстоятельств оставалось бы чувство беско­нечной полноты жизни, радости и внутренней гармонии. Хотя, большинство из нас обычно имеют дело с тем, что означает «счастлив, пото­му что...». Проблема в том, что все это не приноси­т того счастья, о котором мечтается... Возникает зако­номерный вопрос: может ли человек быть счастливым без всяких на то причин?

Существуют два главных препятствия на пути к счастью — страх и тревога. Они тысячелетия развивались, чтобы обеспечивать наше выживание как вида. Однако в сегодняшнем мире этот защитный механизм приносит, скорее, больше вреда, чем пользы. Мы поговорим о том, как «выключить» внутреннюю сигнализацию, чтобы вести более счастливую жизнь.

Можно выделить семь характерных этапов на пути к «счастью без причины». И чтобы сделать эти этапы простыми для запоминания, используем метафору «Образ Дома» в качестве симво­ла счастливой жизни. То есть мы будем строить «Дом» для сча­стья. И семь ступеней в строительстве дома соответ­ствуют семи «областям» жизни.

Это: сила воли, ум, сердце, тело, душа, целеустремленность и отноше­ния с другими людьми. Такой целостный подход очень важен.

Важно не сосредоточиваться только на разуме. Чтобы испытать настоящее счастье важно научиться направлять свои действия и во все другие «облас­ти» жизни.

Метафора о ступенях достижения счастья:

· Фундамент: будьте собственником своего счастья!

· Четыре главные опоры «дома для счастья» (краеугольные камни) :

- Опора разума: не придавайте слишком большого значения все­му, о чем думаете.

- Опора сердца: руководствуйтесь любовью.

- Опора тела: пусть клетки тоже будут счастливы.

- Опора души: установите связь со своим духовным началом.

· Крыша дома: в жизни должна быть цель.

· Сад: развивайте подпитывающие вас отношения.

Стать счастливым безо всяких на то причин, скорее всего, сразу не получится, хотя в некоторых случаях, это возможно. Понимая, что счастье существует, зная, какие шаги надо предпринять, можно встать на путь, который быстро приведет к полному и радостному преобразованию жизни.

И, в заключение приведу ещё одно высказывание: Мы никогда не установим гармонию с окружающим миром, пока не примиримся с собой. Это сказал Его Святейшество Далай-лама [32. стр. 8 ]

ВЫВОДЫ:

- План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути. Следовательно, на решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, - то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая, что он чего-то стоит. В разных семьях дети по-разному беспомощны и всемогущи. И соотношение беспомощности и всемогущества у детей бывает разным и зависит от содержания родительских посланий.

- Стэн Вуллэмс в своей работе «Современный Транзактный анализ» (СПб, 1996) выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария: 1) Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни. 2) Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.

- Жизненных Сценариев существует множество. Каждый сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека так же уникально, как и отпечатки пальцев, в то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определённых паттернов. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии Победителя («Любимцы фортуны»), сценарии Неудачника (явные и скрытые) и сценарии Не-победителя ("Золотой середины"). Победитель – это тот, кто достигает поставленной перед собой цели и в результате этого преобразует жизнь. Не-победители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники. Побеждённый – это человек, который не достигает поставленной цели

• Чаще всего человек входит в свой сценарий в следующих случаях:

• Когда ситуация «здесь и сейчас» воспринимается как стрессовая.

• Когда имеется сходство между ситуацией «здесь и сейчас» и стрессовой ситуацией в детстве. Когда ситуация «здесь и сейчас» напоминает человеку болезненную ситуацию из его детства, и он входит в сценарий, специалисты транзактного анализа говорят, что текущая ситуация связана с более ранней ситуацией с помощью «резиновой ленты».

Обычно мы не можем осознанно представить эту детскую сцену, поэтому не понимаем, что общего в этих ситуациях. Разговаривая с людьми, с которыми в настоящий момент у человека значимые взаимоотношения, он иногда неосознанно отождествляет их с важными людьми из своего прошлого. Такой феномен в психоанализе называется трансфер (перенос). Благодаря пониманию сценария человек может освободиться от первоначальной травмы и от возвращения к старым детским ситуациям.

Сценарные сигналы - это проигрывание человеком его детских решений, которые он принял в отношении своего тела. Человек стремится организовать мир таким образом, чтобы он оправдывал сценарные решения. Сценарий как бы предлагает нам волшебное решение основного неразрешённого в детстве вопроса: как добиться любви и признания.

Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем. - Клод Стайнер разработал одну из центральных моделей в Транзактном Анализе – сценарную матрицу. Ребёнок принимает сценарные решения в соответствии со своим восприятием окружающего мира. Следовательно, послания, которые ребёнок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком. Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально, или тем и другим способом одновременно. Скопированные паттерны поведения – это ещё один вид сценарных посланий. Сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов), либо ребёнку могут говорить кем он является. Такие послания называются оценочными.

Мысли, чувства и паттерны поведения взрослого человека в эго-состоянии Ребёнка, будут точно соответствовать его мыслям, чувствам и поведению в тот день, когда произошло травматическое событие

- Контрсценарий представляет собой набор решений, которые ребёнок принял в соответствии с контрприказаниями. Контрприказания состоят из приказов (команд) о том, что надо или не нельзя делать, а также суждений о людях и жизни. Всего существуют 5 контрприказаний, которые есть в контрсценарии каждого человека: «Будь лучшим»; «Будь сильным»; «Старайся»; «Радуй других»; «Спеши». Эти пять посланий получили название драйверных (ведущих, главных) или просто драйверов

Большую часть времени человек следует свойственным ему драйверам и ведёт себя так, как предписывает тот или иной драйвер.

- Жизненная позиция представляет собой основные качества, которые человек ценит в себе и других людях. Существует четыре варианта жизненных позиций: «Я-ОК, Ты-ОК»; «Я-неОК, Ты-ОК»; «Я-ОК, Ты-неОК»; «Я-неОК, Ты-неОК». По мнению Клода Стайнера жизненную позицию ребёнок принимает раньше сценарных решений – в первые месяцы кормления, а затем весь свой сценарий подстраивает под неё.Франклин Эрнст позицию «Я-ОК, Ты-ОК» назвал «сотрудничество»; позицию «Я-не ОК, Ты-ОК» - назвал «уход»; позицию «Я-ОК, Ты-не ОК» - «избавление», а позицию «Я-не ОК, Ты-не ОК» назвал «выжиданием».

- Программа состоит из посланий о том, как нужно действовать. Основную часть посланий программы человек использует конструктивно, в позитивном плане. Однако в программе могут содержаться и негативные элементы. Комплекс приказаний, разрешений и принятых на основании них решений, называется собственно сценарием. Роберт и Мэри Гулдинг обнаружили, что существует ограниченное количество видов приказаний - двенадцать. Это: 1) Не живи (Сгинь, Умри), 2) Не будь самим собой, 3) Не будь ребенком, 4) Не расти (оставайся маленьким), 5) Не делай успехов, 6) Не делай (ничего не делай), 7) Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся), 8) Не принадлежи, 9) Не будь близким, 10) Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым), 11) Не думай, 12) Не чувствуй.

Человек может воспринять от своих родителей одно или несколько их этих двенадцати приказаний.

- У ребёнка всегда есть возможность трансформировать приказание с целью получения позитивного, а не негативного результата. Обладая различными сценарными посланиями, ребёнок принимает решение, покрывая при этом более пагубное приказание менее пагубным. Чаще всего дети защищаются от приказания «Не живи». Для защиты от разрушительных приказаний ребёнок может использовать одного родителя против другого. Это ещё одна стратегия на выживание. Приказания и разрешения имеют 2 основных отличия от контрприказаний. Контрприказания - являются вербальными, приказания и разрешения изначально довербальны. Приказания и разрешения передаются в возрасте до 8 месяцев, а контрприказания в возрасте от 8 месяцев до 10-12 лет.

- Выделяют следующие паттерны:

Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец.

Каждый человек проявляет все шесть паттернов сценарного процесса. При этом один из паттернов является доминирующим. Некоторые комбинируют в своём поведении два паттерна. Обычно один из них главный, второй – подчинённый.

- Таиби Кейлер описал пять драйверов и установил связь драйверов со сценарным процессом. Драйвер «Будь лучшим» связан со сценарным процессом «Пока не», драйвер «Радуй других» - с «После», драйвер «Будь сильным» - связан с «Никогда», Драйвер «Пытайся» - с «Всегда». Сочетание драйверов Радуй других + Будь лучшим связано со сценарием с «открытым концом». Драйверы отражают позицию условного ОК (благополучия), поскольку жизненная позиция человека, находящегося в драйвере сводится к следующему: «Я ОК до тех пор, пока я …лучше всех, радую других и т.д.».

- Судьбонализ - это направление глубинной психологии, которое делает осознанными бессознательные притязания предков личности. Он говорит о трех качествах бессознательного: 1) Индивидуальное бессознательное (Фрейд), которое включает все индивидуально вытесненные стремления побуждений. 2) Коллективное бессознательное (Юнг), которое содержит все общечеловеческие архетипы. 3) Родовое бессознательное судьбоанализа, которое является хранилищем специфических родовых притязаний предков. Они участвуют в любых формах человеческого поведения, действий и поступков, во всех так называемых судьбоносных событиях. Методы, которые выявляют качество бессознательных притязаний предков, являются, собственно, судьбоаналитической диагностикой. Судьбоанализ позволяет человеку осознать, что он до сих пор бессознательно переживал навязанную судьбу, т.е. повторял судьбу одного из своих предков, но кроме нее он располагает другой, лучшей формой экзистенции, и что он способен выбрать ее среди прочих. Только после этого он может сказать, что построил и проживает свою собственную, индивидуальную судьбу. Судьбоанализ: 1) пытается построить мост между генетикой (притязания предков) и глубинной психологией (осознание бессознательных притязаний предков); 2) различает две большие категории судьбы, а именно навязанную судьбу и свободную судьбу, связанную с выбором. Судьба – это совокупность всех унаследованных и свободно выбранных возможностей экзистенции.

Генотропизм может проявляться в пяти вариациях: 1) Либидотропизм, 2) Социотропизм, 3) Оперотропизм, 4) Морботропизм, 5) Танатотропизм. Эти пять генотропических путей выступают как форма и способы, которые «использует предок», чтобы проявиться в жизни потомка.

- С самого рождения человек является носителем той судьбы, которая навязана ему предками, но со временем он становится способным к самостоятельному выбору свободной судьбы. Он постоянно находится на пути к свободе. Его персональная задача состоит в том, чтобы распускать этот клубок, постепенно осознать и построить из противоречивых «наследственных возможностей» предков свою собственную свободную судьбу. На основе фундаментальных принципов судьбопсихологии можно сделать следующие выводы:

1) Картина человека формируется на основании фигур предков из родового бессознательного.

2) Построение судьбы индивида происходит вследствие выборов в любви, дружбе, профессии, форме болезни и способе смерти.

3) Родовое бессознательное с его «фигурами предков» (генотипами) является наследственной основой для всех вариантов судьбы индивида.

В свою очередь, эти образы предков проявляются двояко, а именно:

а) если «Я» и его связь с Духом слишком слабы для свободного выбора из разнообразных форм экзистенции, то человек, попадая под влияние своих предков, бессознательно повторяет родовую навязанную судьбу;

б) напротив, если «Я» является достаточно сильным и его путь к Духу свободен, то оно способно – с помощью Духа – защититься от притязаний больных предков и свободно выбирать находящиеся в родовом бессознательном здоровые, духовно высокоразвитые фигуры предков в качестве «образцов и фигур» (Рильке [33, стр. 65 ]) для собственной экзистенции.

- Человек в судьбопсихологии имеет два лика, как Янус, а именно навязанность и свободу выбора. Объединить их воедино способно только так называемое «Понтифекс-Я», которое интегрирует части, соединяя их с Духом и зачастую уводит их в потустророннее. На основе таким образом познанной сущности мы называем этих людей homo elector (человек выбирающий), т.е. тех, кто в зависимости от выбора «Я» проживает либо навязанную, либо свободную судьбу. Существуют факторы, обуславливающие структуру навязанной и свободной судьбы: 1) Наследственные притязания , 2) Специфическая природа пробуждений, 3) Социальное окружение, 4) Ментальное окружение, 5) Сознательное «Я» и «Сверх-Я», 6) Дух, с помощью которого можно достигнуть свободной судьбы. «Понтифекс-Я» - это восстановление взаимосвязи между навязанной наследственной и свободной духовной судьбой, мост между противоположностями. Важнейшими функциями «Понтифекс-Я» являются: трансценденция, интеграция и партиципация.

- Человек изначально соединен с непротиворечивым Божественным Духом и сопричастен Его всемогуществу. Трансцендентная сила существования проявляется как врожденная сила, заложенная в генах. С выбором Божественного Духа в качестве получателя бытийной мощи человек освобождается от навязанной судьбы, от наследственных, вегетативных, половых, ментальных и социальных запретов.

- Процесс перехода от жизни по сценарию к "своей" жизни непрост. Для этого необходимо: 1) Знать свои истинные потребности, 2) Знать свои страхи , 3) Перестать ожидать от партнера, что он заметит наши потребности, 4) Научиться открыто выходить со своей потребностью к партнеру, и принимать, а не отвергать - если нам дают то, что нам нужно. В тот момент, когда у нас появляется возможность удовлетворить свои потребности, мы формируем новый опыт, который будет становиться частью нашего бессознательного. И мы меняем систему отношений в которой росли с детства, оставляя свою семью, её принципы и устои, нашу старую жизнь. Кроме того, мы отказываемся от всех вторичных выгод, которые давала наша система жизни внутри сценария. И еще мы выходим на свободу. И теперь только мы сами ответственны за то, что произойдет или не произойдет. Мы и воля Неба.

- Чтобы преодолеть свой сценарий придется пробраться сквозь свои страхи, ворох мифов и наслоенных друг на друга реакций к самому его центру - травме. К ситуации, где наша (моя) значимая потребность была не удовлетворена, к ситуации, где мы решили, что мы (и / или окружающие нас люди) чем-то плохи. И здесь мы непременно встретимся с болью, обидой, разочарованием и злостью. Но здесь же и должен быть восстановлен контакт с реальностью. Здесь нужно разглядеть, что причина отсутствия ответа находится не в нас и не в окружающих. Все Они - такие, каковы Они есть, и Я - такой человек, каков Я есть.

- Существуют два главных препятствия на пути к счастью — страх и тревога. Они тысячелетия развивались, чтобы обеспечивать наше выживание как вида. Однако в сегодняшнем мире этот защитный механизм приносит, скорее, больше вреда, чем пользы. Мы поговорим о том как «выключить» внутреннюю сигнализацию, чтобы вести более счастливую жизнь.

- Можно выделить семь характерных этапов

на пути к необусловленному счастью, словно семь ступеней в строительстве дома, которые соответ­ствуют семи «областям» жизни.

Это: сила воли, ум, сердце, тело, душа, целеустремленность и отноше­ния с другими людьми.


Список литературы:

1. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. /Перевод с англ. А. Грузберга/ М.: Эксмо, 2009.

2. Л.Н.Собчик. Метод портретных выборов – адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2010. - 125 cтр.

3. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.

4. Райгородский Д.Я. (редактор составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009.

5. Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. /Перевод А.И.Федорова. Berne E. A Layman's Guide to Psychiatry and Psychoanalysis. N.Y.: Simon & Shuster, 1968/ Минск: "Попурри", 1998.

6. Стэн Вуллэмс. Современный Транзактный анализ. СПб, 1996

7. Ирина Летова. Жизненные сценарии.( Источник – Интернет, http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=5)

13. Клод Стайнер (Claude M. Steiner). Белые начинают и проигрывают (The Other Side of Power). Издательство: Прайм-Еврознак, 2005 г. 192 стр.

14. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. М., 2001.

15. Гулдинг Мери, Гулдинг Роберт «Психотерапия нового решения. Теория и практика», Издательство: Независимая фирма "Класс", 2001 г.

16. Берн Э. «Люди, которые играют в игры» (пер. А. А. Грузберг) М.: Эксмо, 2009

17. Ян Стюарт, Вэн Джойнс «Современный Транзактный Анализ» (Ian Stewart, Vann Joines “TA Today”) 1987.

18. Эрик Эриксон. «Трагедия дичности». М., Издательства: Алгоритм, Эксмо, 2008 г.

19. Франклин Эрнст. Метод «ОК Корэлл». М.: Эксмо, 2003

20. Берн Э. «Структура и динамика организации групп», Минск: «Попурри», 1963 г.

21. Таиби Кейлером (Kahler T.)

22. Мюриел Джеймс. «История как интерпретация событий», Антология современного психоанализа Издательство: Питер, 2005 г.

23. Карл Роджерс. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение (Client Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory) Издательство: Психотерапия, 2007 г.

24. Мюриел Джеймс. Культурные сценарии: исторические события и интерпретация истории. История как интерпретация событий.

25. К.Г. Юнг. Психологические типы. Издательство: Азбука, 2001 г.

26. Аристотель. Цитируется по книге Симона де Бовуар «Второй пол» Том 1, 1953 г.

27. Зигмунд Фрейд. "Очерки по психологии сексуальности, Изд.: Попурри, 2008 г.

28. Эрнест Джоунс, «Зигмунд Фрейд: жизнь и творчество», 1955

29. Л.Сонди. Судьбоанализ. Издательство: Три квадрата, 2007 г.

30. Л. Сонди. Учение о побуждениях. Энциклопедия глубинной психологии. Том IV. Издательства: Когито-Центр, МГМ, 2004 г.

31. М. Шимоф, Кэрол Клайн. «Книга №1 О СЧАСТЬЕ», М. : Эксмо, 2009

32. Далай-Лама и Говард К. Катлер Искусство быть счастливым. Руководство для жизни. Издательство: София, 2009 г.

33. Райнер Мария Рильке «Часослов»


Курсы обучения психологии и психотерапии