Научные подходы к исследованию процесса социально-психологической адаптации личности.
Алимов С. Н., психолог-консультант, практический психолог, полимодальный психотерапевт
В соответствии с традиционной точкой зрения, термин «адаптация» впервые был разработан в биологической науке, но, фактически, был введен в 1865 г. педагогом Г. Аубертом. Этот факт подтверждает характер межнаучности и многозначности этого явления.
Если биологические теории посвящались поиску особенностей приспособлений биологических организмов к условиям эволюционных и революционных трансформаций природной среды, выявлению механизмов этого процесса (К.Бернар, Ч.Дарвин, У.Кэннон, И.П.Павлов), то психологические исследования касались социально-психологических и психологических аспектов адаптации человека и животных.
Ввиду сложности и неоднозначности этого межнаучного явления, и сегодня продолжается наработка основ теории адаптации. Вклад в эту теорию сделан зарубежными и отечественными учеными: Ж. Пиаже, рассматривающим адаптацию как единство аккомодации и ассимиляции, Г. Селье обосновавшим взаимозависимость психического стресса и адаптации, А.Б. Георгиевским, который доказал, что, в качестве условия онтогенетической адаптации выступает историческое преобразование организма, В.Г. Асеевой, Т.Н. Вершининой, Ф.Б. Березиной, Н. Никитиной, установившими решающее значение в адаптационных процессах, именно, психической адаптации, В.Ю. Верещагиной, Ф.З. Меерсона, В.П. Казначеевой, А.Д. Слонима с концепцией фенотипической и генотипической адаптации, А. А. Ухтомского и Ю.А. Александровского, которыми была предложена самоуправляемую целостную систему как значимого условия психической адаптации личности.
Сравнивая биологический термин «адаптация», как приспособление человека к условиям среды («Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода») [23, c.84], мы отмечаем сложность понятия социально-психологической адаптации, которое с методологической точки зрения выступает не только как состояние, но и как важнейший процесс, в ходе которого человек приобретает равновесие, уверенность, гармонию, устойчивость к воздействию общественной среды. Вопреки стереотипам, наука настаивает, что процесс социальной адаптации и жизнь человека – тождественны, значит, адаптация является непрерывной. Человек адаптируется – следовательно, живет. Исследователи отмечают, что адаптация, при ее непрерывности не проходит автоматически, данный процесс весьма затруднен, и требует в каждой конкретной ситуации соответствующих средств, которые надежно обеспечивают успех адаптации. Затруднения процесса адаптации связаны еще и ростом зоны социальной дезадаптации, перманентные перемены в социуме, безусловно, ведут к потере социальных ориентиров, что, в свою очередь, неизбежно, приводит к социальной дезадаптированности.
В психологических словарях «психологическая адаптация» рассматривается в качестве процесса «психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций» [64].
Наконец, «социально-психологическая адаптация» определяется в психологии как разновидность психологической адаптации, как и социальная адаптация человека, экологическая адаптация личности, профессионально-деятельностная адаптация личности. Сегодня существует исследовательское направление, которое изучает такой вид адаптации как синкретическое самостоятельное явление в жизнедеятельности человека, во взаимодействии с социумом.
Исследователи адаптации в рамках бихевиористского подхода – Б. Скинер, Г. Айзенк, А. Бандура, Дж. Вольпи, Д. Леви, Р. Хэнки и другие – рассматривали адаптацию индивида в системе «правильное поведение - неправильное поведение» и обозначали главную задачу психологической помощи в достижении равновесия индивида со средой, заключающуюся в научении личности “правильному поведению”.
Исследования социально-психологической адаптации осуществлялись в психоаналитической теории (З. Фрейд, А Фрейд) пришли к таковой её формуле:
К (конфликт) Т (тревога) Р (защитные реакции)
Смысл этой формулы заключается в следующем: защитные реакции (Р) призваны устранять тревогу (Т), т.е. переживания конфликта (К), если же этого не происходит, то растёт тревога, происходит «нервный срыв», наступает «дезадаптация», являющаяся противоположностью «адаптации». Современный психоанализ классифицирует адаптивные реакции личности:
а) адаптация «аллопластическая», т.е. адаптация, которая происходит, благодаря изменениям внешнего мира (приведение внешнего мира в соответствие с человеческими потребностями);
б) адаптация «аутопластическая» - приспособление своего внутреннего «Я» к окружающему миру, т.е. изменения внутри человека.
Понятие «социальная уступчивость» вводится Г. Гартманном, который отмечает многослойность данного явления и связывает это с психологическим здоровьем личности, индикаторами которого являются: продуктивность, способность наслаждаться жизнью и нерушимость психического равновесия.
Э.Х. Эриксон – автор концепции «эго-психологии» предлагает свою формулу психологической адаптации:
П (противоречие) Т (тревога) Р (защитные реакции человека и среды) Г/К (гармоничное равновесие или конфликт).
С помощью этой формулы ясно выступают полюса психологической адаптации: первый - совпадение, сотрудничество, гармония социальной среды и человека с поправкой на адекватные защитные реакции человека или уступки среды, а второй - неизбежный конфликт в условиях противостояния, противопоставления человека и социальной среды.
Тесная взаимосвязь человека и социальной среды, их активное взаимодействие является, по убеждению интеракционных психологических исследователей, однозначным содержанием адаптации. Познаваемые сферы «дезадаптивности» и «адаптивности», по мнению Т. Шибутани, ставит личность перед необходимостью реализации какого-то типа адаптивного поведения: социальной зрелости, т.е. принятия ценностей и норм общества, или (и) трансляции инициативы в принятии жизненных решений.
Гуманистические психологи: А. Маслоу, Р. Мэй, Дж. Келли, Г. Олпорт, К. Роджерс - рассматривали социально-психологическую адаптацию как процесс гомеостаза, то есть, равновесия, в форме взаимодействия человека с социальной средой, обеспечивающее оптимальное соотношение общественных и личностных ценностей. В своей теории А. Маслоу заявляет, что адаптация есть интеграция личности и среды, а дезадаптация – фрустация потребностей, в особенности, специфических потребностей человека, т.е. потребностей высшего уровня. Опровергая эту точку зрения, В. Франкл утверждает, что для адаптации человеку необходима битва за какую-либо цель, достижение цели - «нусодинамика», а совсем не стабилизация, равновесие, «гомеостазис».
Отечественные гуманистические психологи: О.Н. Александров, О.И. Зотова, О.Н. Боголюбов, И.К. Кряжева и другие, именно степень интеграции среды и личности выступает как основной показатель адаптивности. Значит, цель адаптации - стремление к самоактуализации, т.е. достижение духовного позитивного здоровья, соответствие ценностей личности и социума является условием этого. Из представленных исследований ясно, что процесс адаптации является процессом нелинейного равновесия среды и организма и к этому прилагается следующая формула адаптации: конфликт - фрустрация - акт приспособления (К - Ф - П).
В сухом остатке процесса адаптации, по мнению А.Ф. Лазурского, проявляются следующие уровни адаптивности:
1. Низший психический уровень индивидов – «недостаточно приспособленные».
2. Средний психический уровень индивидов – «приспособившиеся».
3. Высший психический уровень индивидов - «приспособляющиеся» [67]. Это дополняется утверждением Л.И. Божович, что человек с высоким уровнем психического развития творит, а не просто усваивает социальный опыт, и результатами поисков ученых И.К. Кряжевой и О.И. Зотовой которые указывают на неразрывность процессов социально-психологической адаптации, становления и развития личности при влиянии взаимодействия человека и окружающего мира на процесс и результат адаптации.
Глубокие исследования процесса адаптации были проведены А.А. Налчаджяном, который определяет его, как социально-психологический, обеспечивающий адаптированность личности, понимающаяся, «как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [37, с.18].
При этом, как считают ученые А.А. Налчаджян и Л.А. Пергаменщик, в ходе адаптации человек, как субъект, носитель активности, различными способами и приспосабливается к социуму, и приспосабливает к себе своё окружение, т.е. саму социальную среду. В результате своего исследования, ученые разработали классификацию видов социально-психологической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация. «Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс, - отмечает Л.А. Пергаменщик, - который приводит личность к устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и одновременно без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности" [48, с.14].
Не меньший вклад в конструирование методологических основ процесса социально-психологической адаптации вносит Кулебякин Е.В, дающий определение, не менее важного явления - «псевдоадаптации», заключающейся в приспособлении личности к микросреде негативного характера и дезадаптации к существующей макросреде, что соответствует отсутствию социализации и адаптации. Явление псевдоадаптации характерно для переломных кризисных периодов, когда разрушены старые ценности, при этом новые не приняты, не разработаны, отсутствуют.
Социально-психологическая адаптация, как сложный механизм социализации рассматривается Ф.Б. Березиным. Ученый дает определение компонентов этого механизма:
1) когнитивные, психические процессы - ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и пр.;
2) эмоционально - чувственные процессы и состояния;
3) волевые процессы, имеющие выход в практику поведения [68].
Идеи онтогенетической социализации, воспитания и развития стали основой для определения социально - психологической адаптации личности отечественными психологами как процесса взаимодействия индивида и социальной среды. В ходе этого процесса индивид, включенный в различные жизненные ситуации, под воздействием окружающей среды и самостоятельно вырабатывает поведенческие механизмы, присваивает нормы социального поведения, приобретает установки, черты характера, комплексы, которые имеют характер адаптивного назначения.
Таким образом, обобщенный взгляд отечественных и зарубежных исследователей на социально - психологическую адаптацию заключается в том, что она представляет собой связку между социальной ипостасью человека и внешним миром и это явление многогранное и многофункциональное, а совсем не линейное и плоскостное.
Итак, социально-психологическая адаптация, с точки зрения ученых, содержит в себе и субъективную, и объективную стороны. Присвоение социальных свойств человеком, обеспечивает соответствующее место личности в поле социальных отношений, что есть, по сути, объективная сторона адаптации. В процессе адаптации личности принимают активное участие различные социальные структуры, составляющие непосредственную окружающую среду - семья, друзья, средства массовой коммуникации система образования, развития, воспитания, социальные сообщества и прочее. Другая сторона социально - психологической адаптации человека –субъективная, она-то и обеспечивает ее связь с личными качествами убеждениями, индивидуально-типологическими особенностями, взглядами, половозрастными особенностями [37].
Вывод, который мы делаем на основе нашего теоретического исследования выглядит следующим образом: успешная социально-психологическая адаптация личности, возможна при наличии непременного условия, представленного взаимосвязью индивидуальных особенностей (личностные качества, жизненная позиция, творческие способности личности, жизнестойкость) и внешних факторов (природные задатки, семья, социальное происхождение, неформальное окружение, образовательная среда, трудовой коллектив и другое).
Мы учитываем, что процесс социально-психологической адаптации студенческой молодёжи, том числе старших подростков, имеет специфику, в соответствии с особенностями образовательной среды системы среднего профессионального образования, чему и будет посвящен следующий параграф нашего исследования.