Демидов Дмитрий Леонидович,
Кандидат психологических наук, психолог-консультант-психотерапевт, Генеральный директор ООО «Единство» г. Москва
В настоящее время в России происходят серьёзные социально-экономические изменения, которые ведут к тому, что мужчина в семейной иерархии перестает играть главную роль и отходит на второй план. Это ведет к тому, что женщинам приходится брать ситуацию в свои руки и становиться главой семьи. Актуальность данной проблемы назрела очень давно.
Впервые термин инфантилизм (от лат. iufantilis – детский) по отношению к взрослому поведению предложил французский невропатолог и психиатр Эрнест Шарль Ласе́г в 1864 году.
Мария Луиза фон Франц в своей книге «Вечный юноша», описывая таких мужчин как «жизнерадостных и энергичных, всегда остающихся ребенком в душе, но не желающих принимать на себя ответственность и обязательства».
Советский психолог Л. С. Выготский в 1933 году впервые в истории дал глубокое психолого-педагогическое определение сущности инфантилизма, состоящей в нарушении темпа качественной перестройки психических функций (мышления, внимания, памяти, моторики), при котором психика ребенка сохраняет организацию более, раннего возраста. При этом запаздывает формирование сложных опосредованных форм поведения, образуется недоразвитие личности, что ведет к нарушению всех видов произвольной деятельности.
В 1983 году психолог Дэн Кайли описал это в книге «Мужчины, которые так и не выросли», дал архетипу альтернативное название — «синдром Питера Пэна»: «беззаботный мальчишка, который не хочет взрослеть и живет в мире своих фантазий».
Масштабность изменений, происходящих на сегодняшний день в семейных традициях и ценностях, - а мы с Вами говорим прежде всего о гражданских браках, об однополых браках, о количестве матерей одиночек, о количестве разводов - заставляет задуматься о серьезности данной проблемы, стоящей перед нынешним поколением.
Что бы исследовать эту задачу мы разработали специальный тест.
На тест отвечали женщины от 18 до 40 лет. Всего в опросе участвовало 40 женщин, проживающих в Москве, и было оценено 400 мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Цель теста заключалась в том, чтобы взять окружающих мужчин в количестве 10 человек, распределить мужчин по 4 группам, которые мы предложили, каждой группе дать название и описать положительные и отрицательные черты характера. Давайте посмотрим на результаты.
Первая группа мужчин получила название «Мечта» – это мужчины, за которых девушки готовы выйти замуж и создать семью.
Из мужских плюсов в этой группе девушки назвали: карьерист, готов помогать, семьянин, заботливый, добрый, умный, красивый.
Из минусов: женат, есть дети.
Вторая группа под названием «Точно не моё» – за этих мужчин женщины точно замуж не выйдут. В этот раздел поместили мужчин с такими чертами характера:
- из положительного: целеустремлённый, креативный, симпатичный рассудительный, нежный, добрый, обаятельный, мастер на все руки, секс;
- из минусов: пьющий, наркоман, бабник, мужчина нетрадиционной ориентации, или мужчина, влюбленный в себя, глупый, жадный.
Третья группа — это «Герой не моего романа» - за этих мужчин женщины, наверное, никогда бы не вышли замуж
Из плюсов: умный, интересный семьянин, заботливый романтичный, талантливый, воспитанный.
Из минусов: если бы они угомонили свое Эго, перестали гулять, или сами бы наконец захотели иметь свою семью; скучный, вспыльчивый, лжец, позер, зациклен на своих проблемах, не хочет детей, упертый, вспыльчивый.
И четвертая группа - за этих мужчин женщины скорее всего вышли бы замуж, получило скромное название «Детки»
Из плюсов: веселый, общительный, домашний, харизматичный, перспективный, умный.
Из минусов: слабохарактерный, незаботливый, излишне требовательный к себе, неуверенный, неинициативный, несерьезный, гиперэгоистичный, ненадежный, закоренелый холостяк, не активный, не умеет решать даже свои проблемы, несформировавшееся дитя.
За этих мужчин женщины, наверное, готовы бы выйти замуж и готовы будут создать семью, но только после того как они повзрослеют.
Давайте посмотрим, что у нас получилось:
1. Первая группа «Мечта»– это мужчины, за которых девушки готовы выйти замуж. Эта группа очень маленькая, но она все же есть, из общего количества опрошенных - лишь 5% или 20 мужчин.
2. Вторая группа «Точно не моё» составляет 25% или 100 мужчин от опрошенных – за этих мужчин женщины никогда не выйдут замуж.
3. Третья группа «Герой, не моего романа» составила 25% или 100 мужчин от опрошенных - за этих мужчин женщины, наверное, никогда бы не вышли замуж.
4. И 4 группа «Детки» самая большая, составляет 45% или 180 мужчин от числа всех опрошенных - за этих мужчин женщины скорее всего вышли бы замуж.
Анализируя результаты теста, можно сделать следующие выводы:
- В обществе на данный момент существует достаточно высокий процент мужчин, абсолютно не готовых к семейным отношениям.
- Отсутствие достойных мужчин привело к тому, что многие женщины согласны и к сожалению, исполняют роль любовниц.
- Отсутствие мужского плеча привело к тому, что на сегодняшний день появляется очень много бизнес-леди. Женщины берут инициативу в свои руки, рожают детей «для себя», занимаются бизнесом, для того что бы содержать свою семью.
Каждая из этих групп мужчин заслуживает обсуждения, но сегодня мы бы хотели поговорить более подробно о 4 группе «Детки». В чем же основная причина того, что мужчина не хочет взрослеть?
Психический инфантилизм – отставание, задержка в развитии психики ребенка, из-за чего поведение ребенка и позже как бы взрослого человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.
Инфантильность рассматривается З. Фрейдом как фиксация на определенной стадии развития. Человек предпочитает удовлетворять свои потребности более простыми, «детскими» способами, в частности, грызение ногтей, курение или переедание может быть связано с частичной фиксацией на оральной стадии, обусловлено «неполнотой» психической зрелости. Типичной инфантильной реакцией является защитный механизм регрессии — возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойственен детям, тревожность ослабляется «детскими» способами.
В противовес З. Фрейду К. Юнг писал о других причинах внутри личностных конфликтов: «практически учение о вытеснении инфантильной сексуальности или об инфантильной травме несметное количество раз служило отвлечению внимания от подлинных причин невроза, а именно от изнеженности, халатности, пассивности, алчности, злобы и прочих видов эгоизма». Как бы то ни было, но К. Юнг перечисляет в качестве причин неудовлетворенности человека собой и неврозов такие инфантильные, на наш взгляд, проявления, как эгоизм, пассивность и др. Типичной инфантильной чертой является зависимость — «особая внутренняя привязанность, которая может чем-нибудь заменяться». Зависимость подавляет развитие личности, «потому что ничто так не препятствует развитию, как застывание в бессознательном, можно даже сказать, в психически эмбриональном состоянии» (К. Юнг)
Инфантильность рассматривается также как возможная причина внутри личностного конфликта. Такую версию, в частности отмечает, Карен Хорни и описывает понятие «базального конфликта» и особенности невротической личности, «заложенные в нашей культуре, которые невротик отчаянью пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к само возвеличиванию и ощущение личной беспомощности».
Инфантильные мужчины – незрелые в развитии. Поведение мужчины по возрасту не соответствует возрастным требованиям к нему, наблюдается задержка в становлении личности, неспособности принятия самостоятельных решений и неспособность брать на себя ответственность за свои поступки.
Примеров можно привести много, такие мужчины, как правило, не могут определиться в выборе при покупке рубашки, выборе института и будущей профессии, на какую работу пойти человеку, какую машину купить, куда поехать отдыхать. И в конце концов, с какой девушкой можно создавать уже свою новую семью. От таких мужчин можно услышать такую фразу: «Вот если бы у меня была уже жена, я бы тогда много чего сделал, а сейчас мне ничего не надо».
Для понимания причин инфантилизма, давайте рассмотрим типовую семью. Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.
Как следствие, это многочисленные гражданские браки, которые, как правило, ни к чему не обязывают. Молодые люди могут слышать от взрослых следующие фразы: «Зачем сразу жениться, пусть дети поживут вместе, притрутся друг к другу и посмотрят, если не понравится, всегда могут разбежаться». Эта фраза «если не понравится» для многих мужчин является основной для того, чтобы отказаться решать семейные проблемы и уйти от семьи. Можно, никому ничего не объясняя, разрывать отношения, сталкиваясь с первыми семейными трудностями.
Семей, поддерживающих гражданские браки, очень много. Но в большинстве случаев такие совместные проживания ничем не заканчиваются. Потому что под основой таких браков нет духовности, и как правило, они обречены на расставание.
Так же замечено, что в таких союзах скандалы решают не сами сожители, а их родители. Тем самым, можно отметить, что матери сами не замечая того, диктуют условия своим детям, как им жить. Волшебная фраза: «Мама сказала, что ты не прав, ты не имеешь права требовать от меня», снимает всю ответственность за принятое молодыми людьми решение. Отсутствуют понятия - должен и обязан, брать и давать. Родительская, а чаще материнская гиперопека, не дает ребенку взрослеть, а ребенок сильно привязывается к родителям, которые не хотят, чтобы он взрослел.
Э. Эриксон, как и многие другие исследователи, считает, что инфантильные черты могут обнаруживаться у любого взрослого человека: «каждое поколение привносит в социальные институты пережитки инфантильных потребностей и юношеского пыла и берет от них специфическое подкрепление детской витальности». Если проанализировать историю нашей страны, то можно обнаружить много факторов, влияющих на развитие инфантилизма в обществе. Создание в Советском союзе коммунальных квартир, где тебе не принадлежала вся квартира и ты не был хозяином. За тебя государство принимало решение, как жить, куда пойти работать после института. Тебе не надо было думать и принимать решение. За тебя все время кто-то решал. И мы все время надеялись на государство, что оно всегда поможет.
На сегодняшний день акценты сильно поменялись. В некоторых семьях папа и именно он, должен дать ребенку все для взрослой жизни.
В своем определении личности К. Юнг дает по сути дела определение противоположности инфантильности — зрелости. В частности, понятие самоактуализирующейся личности включает в себя наличие таких «зрелых» черт, как автономность и ответственность. Считается, что у таких людей есть «способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, к тому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своего действия, а не куклой в руках других людей». В связи с этим А. Маслоу считает «ненормальными» и «больными» противоположные проявления: «слишком много людей не сами создают содержание своего сознания, а предоставляют это делать другим — продавцам, рекламодателям, агитаторам, телевидению и газетам. Они марионетки, а не самостоятельные, не самоопределяющиеся индивиды. Именно поэтому они столь склонны чувствовать себя слабыми и беспомощными».
Наше общество развивается, и от мужчин на сегодняшний день отпала потребность в войнах и добыча пищи силой. Общество становиться потребителем: кредитов, развлечений, телевизионных шоу, компьютерных игрушек, все это позволяет мужчине не взрослеть и постоянно возвращает в детство.
Резюмируя вышесказанное хотелось обратить ваше внимание на то, что так живет сейчас все наше общество в целом. Для нас стал нормой гражданский брак, и в юридическом аспекте его можно услышать все чаще. Вы уже нигде не услышите, о том, чтобы где-то, кроме как в церкви, говорили об институте семьи. Что такое семья, как она рождается, как живет, с какими трудностями справляется, мы об этом сейчас не говорим. Необходимо констатировать, о том, что наше общество теряет свою истинную духовность. И у целого общества меняются жизненные ценности.
Причины инфантилизма.
Подводя итоги вышесказанного можно озвучить несколько причин мужского инфантилизма:
1. Это врожденный инфантилизм, который передаётся нам с генами.
2. Инфантилизм выращенный родителями, даже если ребенок родился здоровым родители, а чаще мамы помогают детям стать инфантильными.
3. Инфантилизм произрастающий в обществе – все что нас окружает может нас как чему-то научить, так и мы можем взять из него что-то плохое.
4. Инфантилизм – это защитный механизм регрессии. Мы с Вами можем, только предположить была ли это травма или молодого человека кто-то научил так защищаться.
5. Инфантилизм - неудовлетворенности человека собой и неврозов.
6. Инфантилизм – внутри личностный конфликт.
В заключении, хотелось ответить на главный вопрос: «Зачем обществу надо, что бы мужчины умели брать на себя ответственность?»
Основываясь на духовные ценности, на истинную мужскую природу, хотелось сказать о том, что по жизни и в доме главный все же - мужчина, а женщина - хранительница домашнего очага. И только за спиной настоящего мужчины женщина, может чувствовать себя безопасно. И от того, насколько сильный духом будет мужчина, настолько мягкой будет женщина. И это значит, что не только нашему обществу, а всем необходимо, что бы мужчина вернулся к своей природной основе.
Что же мы можем с вами сделать сейчас что бы тридцатилетний мужчина, играющий в детство повзрослел?
Многие девушки, отвечая на этот вопрос в тесте написали, что уже ничего, поздно, надо всю ситуацию брать в свои руки. Но мы с этим высказыванием не согласны.
- Задача любого психолога возвращать клиента к моменту здесь и сейчас, и мы думаем, что каждый из Вас сможет проиграть с мужчиной его ребенка и поднять осознание до уровня взрослого!
- На своем личном примере, хочу воспитать из своего сына настоящего мужчину, умеющего принимать решение и брать ответственность за свои поступки.
- Мы с Вами можем воспитать здоровое духовное общество, которое будет основывается на духовные ценности.
- Мы можем сейчас дать духовную основу нашему молодому поколению.
- Милые дамы, если кто-то сейчас из вас уже воспитывает сына, постарайтесь, пожалуйста, посмотреть на себя со стороны, может быть именно Ваша гипер опека не дает Вашему ребенку принимать решения, как ему поступать и как жить.
- Как было замечено психологами, чаще всего инфантильные дети не выходят из своего общества, соответственно если мы хотим изменений надо вытолкнуть мужчину-ребенка из этого круга общения и показать на наглядных примерах, что в жизни бывает по-другому…