Феномен психологической игры как особый вид деятельности и взаимоотношений.
Петухова Л. И.
к. пс. н.,
психотерапевт Единого реестра психотерапевтов Европы,
транзактный аналитик и коуч ITAA ( International Transactional Analysis Academy),
действительный член ОППЛ, член АППК.
Можно согласиться с героем оперы П.И. Чайковского, воскликнувшим: «Что наша жизнь? – Игра».
Еще со времен Платона игра привлекала к себе внимание как один из удивительных явлений человеческой жизни. Даже сам Аристотель приписывал игре свойства значимости, психофизического развития, описывая игру как источник душевного равновесия. В своей «Поэтике» философ говорит о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.
В процессе эволюции игра становиться предметом систематического научного интереса, изучения и исследования. Из различных позиций многие известные ученые выделяли игру как особую сферу реальности человека.
Можно встретить следующие трактовки игры:
§ игра есть подражание деятельности, поэтому ее следует поддерживать и развивать в ребенке (Платон);
§ это источник душевного равновесия, гармония души и тела (Аристотель);
§ творящее начало, рождающее мир культуры (Ф. Шиллер);
§ деятельность, имеющая «гигиеническое» назначение (Ч. Спенсер);
§ способ отдыха и психической разрядки (М. Лацарус);
§ первичная форма приобщения человека к социуму (К. Гросс);
§ деятельность, формирующая фантазию, воображение, интеллект (Ф.Я. Бейтендейк);
§ вид индивидуального или коллективного поведения (К. Рейнуотер);
§ форма творчества с определенной целью (Ж.Пиаже);
§ способ самореализации индивида, структура его поведения, основа коммуникации и межличностного общения (Э. Берн); и другие.
Суммируя все концепции, можно прийти к следующим выводам, отражающим суть феномена.
• Игра имеет широкий спектр применения и высокий интеллектуальный смысл, поскольку более других феноменов человеческого бытия выражает дух становления, изменчивости и неизменности, двусмысленность, то есть амбивалентность, бинарность, диалогичность.
Весь калейдоскоп игр и игровых феноменов наполняет бытие человека содержанием.
Игра – это свободная деятельность, совершающаяся без принуждения.
В своей основе игра бескорыстна, отмечена качеством парадоксальности, неожиданности, импровизации, направлена против автоматизма окружающей жизни.
Игра не редко выполняет функции тренировки способностей, необходимых для реализации в серьезном деле, упражнения в самообладании. Важен и такой аспект потребности в игре, как компенсация того, что человек не обнаруживает в реальной жизни. Таким образом, игра присутствует в человеческой реальности, но всегда в той или иной мере дистанцируется от повседневности, а игровое состояние всегда есть преображение окружающего мира.
Фактически Гросс был первым, кто показал социальное качество и значение игры, как детской, так и взрослой. Он рассматривал игру как первичную форму приобщения человека к социуму через добровольное подчинение общим правилам или лидеру. Также он видел в игре воспитание чувства ответственности за себя (свои поступки) и свою группу, развитие благородного стремления показать свои возможности в действии, совершаемом ради группы, формирование способности к обучению. По его мнению, в игре формируются первые навыки и развиваются способности к лидерству. Впервые в детстве, считает Гросс, игрою совершается «искусственное расширение нашего инстинкта симпатии».
Взрослую игру Гросс рассматривал с точки зрения функций, выполняемых ею в культуре:
1) функция дополнения бытия в физической, интеллектуальной и эмоциональной сферах личности;
2) функция освобождения и обретения свободы личности;
3) функция гармонизации мира и человека с миром.
Особая заслуга Гросса заключается в том, что он не ограничивался констатацией особого рода состояния и настроений людей в игре, но искал научно обоснованные для этого основания. Таким основанием стало особое психологическое состояние субъекта игры, обеспечивающее двух плановость его поведения (реальное и игровое поведение).
По мнению Жана Пиаже, игра появляется в процессе развития человека на каждой последующей стадии, никогда не исчезая полностью, в следующих формах:
а) игра-упражнение. Приводит к формированию наиболее сложных навыков;
б) символическая игра. Способствует формированию семиотической функции и процессов замещения реальности знаками и символами, создавая тем самым основу художественной деятельности;
в) игра с правилами. Допускает соревнование и сотрудничество. В каждой из этих категорий игр интеллект отражает уровень умственного развития индивида.
С психотерапевтических позиций для теории игры большое значение имели психоаналитические и психотерапевтические подходы к игре. Игра, по Зигмунду Фрейду, замещает технику свободных ассоциаций, на которой базируется психоанализ. Основными функциями игр является снятие запретов, иллюзорное удовлетворение неудовлетворенных в действительности желаний.
Согласно теории игр Эрика Берна, можно сформулировать следующий принцип: любое общение предпочтительнее отсутствия такового.
Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.
Применительно к людям это означает, например, что, женщина должна получать знаки внимания от своего мужа. И принципиального значения не имеет, в какой форме супруг будет это делать: дарить цветы или устраивать регулярные побои. Ведь бьёт, значит – любит; самое страшное – это полное игнорирование.
Это главное положение теории игр. Вместе с тем оно вызывает наибольшие возражения. Ведь ни один нормальный человек не выберет шипы вместо роз. Это верно. Но дело в том, что далеко не все умеют жить и общаться красиво. Поэтому часто людям приходится выбирать не между розами и шипами, а между шипами и одиночеством. Для многих шипы являются меньшим из двух зол. Лишь очень немногие предпочитают изоляцию дурному обществу.
Зачем нужны игры?
Игры удовлетворяют естественную потребность в структурировании времени. Это означает, что можно не беспокоиться о том, что говорить и что делать после обмена приветствиями.
Почему игры называются играми?
В межличностных играх обычно нет ничего забавного, они могут быть драматичны и даже иметь фатальный исход. Наиболее существенной чертой игр является их управляемость, наличие правил. Именно поэтому рассматриваемая форма взаимоотношений называется «игрой». Нарушение правил игры почти всегда вызывает протест и недовольство других участников: выход из игры чреват социальным осуждением.
Структурный анализ
Для понимания феномена игр необходимо проводить структурный и транзактный анализ ситуаций взаимодействия. Структурный анализ состоит в выявлении состояния Я, в котором находится человек. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.
В обычной речи психологи их именуют Родитель (Р), Взрослый (В) и Дитя (Д), причём эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.
Транзактный анализ
Сами по себе состояния Я ни хороши, ни плохи, вопрос в том, насколько состояние Я человека в данный момент адекватно состоянию Я партнёра по общению. Этот вопрос решается с помощью транзакционного анализа, основными понятиями которого являются:
а) «поглаживание» - любой акт признания присутствия другого человека, основная единица социального действия;
б) транзакция — обмен «поглаживаниями», основная единица социального взаимодействия;
в) транзакционный стимул - «поглаживание», с которого начинается взаимодействие;
г) транзакционная реакция — ответное «поглаживание»;
д) дополняющая транзакция — соответствие реакции стимулу. Например, человек из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого партнёра: «Ты не знаешь, где мои часы?». «На комоде», - реакция также направлена от Взрослого Взрослому (В=В);
е) пересекающаяся транзакция — реакция не соответствует стимулу. Например, на взрослый вопрос о местонахождении часов следует реакция:
«У тебя я всегда во всём виновата» («пинок» от Дитя Родителю). Или «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты же уже не ребёнок» («пинок» от Родителя Дитю).
Математически возможны 72 разновидности пересекающихся транзакций. Но, к счастью, в повседневной жизни и в клинической практике обычно происходят только четыре из них. Это две описанные выше транзакции:
§ первый тип (ВВ-ДР) – реакция переноса;
§ второй тип (ВВ-РД) – реакция контрпереноса;
§ третий тип (ДР-ВВ) – "раздражительная реакция", когда человек, ожидающий сочувствия, получает вместо неё сухие факты;
§ четвёртый тип (РД-ВВ) – "дерзость", когда человек, ожидающий услышать жалобу, получает ответ, который кажется ему наглым и самоуверенным и который заключается в обращении к фактам.
ж) первое правило коммуникации: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; следствие этого правила: пока транзакции остаются дополняющими, коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго;
з) обратное правило: в случае пересечённой транзакции коммуникация прерывается.
и) скрытые транзакции — в них участвуют одновременно более двух состояний Я. Скрытые транзакции являются основой для юмора, флирта, манипуляций и игр.
Пример манипуляции:
Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы её себе позволить.
Домохозяйка. Вот её-то я как раз и возьму.
Торговец, как Взрослый, утверждает два объективных факта: "Эта вещь лучше" и "Вы не можете позволить её себе". На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому домохозяйки, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: "Вы правы в обоих отношениях". Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Дитя домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Дитя, который, в сущности, говорит: "Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов". На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку.
Пример флирта:
Парень. Приходи в гости: чаю попьём.
Девушка. С удовольствием.
На социальном уровне речь идёт о чаепитии, на психологическом - об интимных отношениях.
Формы общения
Необходимо видеть место игр в структуре человеческих взаимоотношений и отличать их от других форм общения.
Процедура – это серия простых дополняющих Взрослых транзакций, направленных на изменение действительности. Обычно имеет место на работе.
Ритуал - повторяющаяся серия простых дополняющих транзакций, заданных внешними социальными условиями. Может быть как религиозным, так и светским, например, прослушивание гимна страны.
Времяпрепровождение — серия простых, полуритуальных дополнительных транзакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начинается и кончается этот интервал обычно процедурами и ритуалами. Времяпрепровождением обычно занимаются на вечеринках или в период ожидания перед началом официальных встреч и собраний. Времяпрепровождение может принимать форму "болтовни", а может превратиться в более серьёзное, аргументированное обсуждение.
Игра - серия последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя важнейшими признаками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием "выигрыша", конечного вознаграждения, ради которого ведётся игра.
Операция - простая транзакция или набор транзакций, предпринятых с определённой, заранее сформулированной целью. Если кто-то откровенно просит утешения и получает его, это операция. Но если кто-то просит утешения, а получив его, тут же обращает его против дающего, это игра.
Близость - спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живёт в настоящем, сознавая происходящее, свободно, воспринимая мир глазами неиспорченного Дитя.
Зачем знать правила игр?
Практическая значимость анализа игр огромна, поскольку всякая игра имеет свой алгоритм и правила. Если игра деструктивна, её можно разрушить через нарушение правил игры, с помощью пересекающихся транзакций.
Выгоды игр
В ходе игры Водящий получает целый комплекс выгод, которые описываются по схеме:
1. Внутренняя психологическая выгода – заключается в укреплении внутренней психологической стабильности.
2. Внешняя психологическая выгода – избегание тревожных ситуаций или ситуаций близости.
3. Внутренняя социальная выгода – описывается типичной фразой, которая используется в игре с близкими.
4. Внешняя социальная выгода – описывается типичной фразой, используемой при игре не с близкими людьми или при времяпрепровождении, производном от данной игры.
5. Биологическая выгода – получение поглаживаний определённого типа участниками игры.
6. Экзистенциальная выгода – утверждение жизненной позиции, исходя из которой игроки участвуют в данной игре.
Литература
1. Левада Ю.А. /Игровые структуры в системах социального действия / Ю.А. Левада. //Системные исследования.
2. Сигов К.Б./ Человек вне игры и человек играющий. Введение в философию игры / К.Б. Сигов // Философская исоциологическая мысль.
3. Финк Е. /Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии/
4. Эрик Берн. /Игры, в которые играют люди. /Психология человеческих взаимоотношений.
5. Эрик Берн./ Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы./
6. Эрик Берн. /Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры//(сборник).