Бутовская В. В. -психолог-консультант
Профессиональный стресс - многоуровневый феномен, который выражается в физиологических и психических реакциях. Практически ни один профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологи говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным межличностным общением.
Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
● эмоциональной несдержанности, аффективном характере отрицательных эмоций,
● экономии положительных эмоций,
● потере личностно-ориентированного подхода в работе с коллегами и окружающими,
● потере интереса к работе
Прежде чем говорить о синдроме эмоционального выгорания, следует начать с определения эмоций и их функций в жизни человека. В психологическом словаре мы находим такое определение: ”эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта”.
Функции эмоций разнообразны, но все они несут природное предназначение. Выделяют “положительные ” и “отрицательные ” эмоции. “Отрицательные” эмоции – это сигнал опасности, тревоги. “Положительные” сигнализируют о том, что организм находится в состоянии равновесия. “Отрицательные” эмоции (гнев, злость, страх и др.) более ранние и продолжительные, поскольку сигнал об опасности должен звучать до тех пор, пока она полностью не будет снята. Именно поэтому “отрицательные ” эмоции можно назвать застойными. В избытке они приносят большой вред организму.
Что происходит с эмоциями при синдроме эмоционального выгорания? Можно предположить, что эмоции перестают выполнять в полной мере свои функции: функция адаптации, информационная функция, коммуникативная функция и др.
Наряду с термином “эмоциональное выгорание” используется термин “профессиональное выгорание”. В данной работе нас будет интересовать эмоциональный компонент профессиональной деятельности учителя, поэтому термин “эмоциональное выгорание” здесь более адекватный.
Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Фреденберг описывал психическое состояние здоровых людей, которые находятся в постоянном эмоциональном контакте с клиентами (пациентами). Изначально Фреденберг изучал лишь группу специалистов, работающих в кризисных центрах, а также в психиатрических клиниках. Фреденберг сам работал в службе медицинской помощи и наблюдал синдром эмоционального выгорания у себя и своих коллег.
Социальный психолог Кристина Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения с развитием отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и своим пациентам.
Эти психологи утверждали, что эмоциональное выгорание приводит к неэффективности профессионала, к потере цели действия.
К. Маслач пишет: ”Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, трудно поддерживать продолжительное время.”
Если до 80-х годов 20 столетия говорили об эмоциональном выгорании преимущественно среди работников медицинских и благотворительных организаций, то сейчас говорят о том, что “группа риска” значительно расширилась и синдром диагностируется у юристов, менеджеров, политиков, социологов, учителей. У представителей этих профессий К.Маслач находит следующие симптомы:
● эмоциональное истощение, чувство эмоциональной пустоты,
● редукция профессиональных достижений, чувство некомпетентности в своей профессиональной деятельности,
● деперсонализация – цинизм в отношениях с коллегами, клиентами.
Академик РАМН, Сидоров П. Приводит следующие определения синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ):
● “СЭВ – реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессионального стресса.
● СЭВ - это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой .
● СЭВ – это выработанный личностью механизм психологической защиты, функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы”.
На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость этой проблемы составляет в среднем 3-4 % валового национального дохода. Вследствие развития данного синдрома появляется дезадаптация личности, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с коллегами по работе, а также с родными.
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженная фаза "истощения" определяется у 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет.
В среде педагогов синдром эмоционального выгорания также имеет высокие показатели: по данным ВОЗ синдром сформировался у 60 % педагогических работников.
Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования - у 66%.
Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ – психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами” [ 18].
Сидоров П. Отмечает следующие личностные особенности, способствующие развитию СЭВ:
- высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций,
- рационализация мотивов своего поведения,
- склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,
- ригидная личностная структура.
Кроме того, Сидоров П. указывает на организационные факторы, способствующие развитию СЭВ:
- высокая рабочая нагрузка,
- недостаток или отсутствие социальной поддержки со стороны коллег и руководства,
- недостаточное вознаграждение за работу,
- высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы,
- невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные требования к работе,
- бесперспективность деятельности,
- необходимость внешне проявлять эмоции не соответствующие реалиям,
- отсутствие интересов вне работы.
Итак, основная причина развития СЭВ – несоответствие между личностью и работой, между высокими требованиями руководителя и реальными возможностями работника.
Подробную характеристику симптомов трех стадий дает В.В.Бойко.
Фаза тревожного напряжения. Данная фаза является первой ступенькой в процессе формирования эмоционального выгорания.
Тревожное напряжение включает в себя несколько симптомов:
- Симптом переживания психотравмирующих факторов: профессионал осознает психотравмирующие факторы, которые трудно устранимы или не устранимы вообще. Психотравмирующие обстоятельства постоянно привлекают к себе внимание, за счет этого напряжение еще больше растет. Далее запускаются другие симптомы выгорания.
- Симптом неудовлетворенности собой: недовольство собой испытывает в связи с невозможностью повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Отрицательные эмоции направлены на себя. На этой стадии все неудачи в профессиональной деятельности переживаются как глобальные. Все свое внимание профессионал заостряет лишь на неудачах. Особую роль здесь играют внутренние факторы: обостренное чувство ответственности, интериоризация обязанностей.
- Симптом “загнанности в клетку”: это логическое продолжение развивающегося стресса, но возникает не во всех случаях. Профессионал строит планы выхода из сложившихся обстоятельств, внутренняя энергия растет, а адекватного выхода этой энергии нет. Состояние переживается как безысходное. Эмоциональное выгорание может выступить как механизм психологической защиты, который защищает от ощущения “ загнанности в клетку”.
- Симптомы депрессии и тревоги: обнаруживает себя в трудных профессиональных ситуациях. Человек разочарован в выбранной профессии. Субъективно это переживается как чувство тревоги, разочарования в себе и в жизни в целом. В этом симптоме максимально проявляется фаза тревожного напряжения.
Фаза резистенции.
На этой стадии нарастает сопротивление стрессу, которое еще началось на предыдущей стадии. Профессионал использует любые сознательные и бессознательные средства защиты от психотравмирующих обстоятельств. Главным образом, защита может проявляться в двух формах реагирования на психотравмирующие обстоятельства: в форме экономичного проявления эмоций и в форме неадекватного эмоционального реагирования.
На этой фазе защита с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих симптомов.
1) Симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Признаком выгорания будет неумение улавливать разницу между двумя явлениями: экономным (дозированным) проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием.
В первом случае имеется в виду умение проявлять сдержанность, лаконичность в ответ на раздражители. Во втором - профессионал неадекватно экономит эмоции, реагирует эмоционально лишь на выбранные стимулы. Так в своей деятельности учитель может больше внимания уделять “умненьким деткам” и игнорировать “трудных”. Такая установка переводит отношения в плоскость нравственных оценок.
2) Симптомы эмоционально-нравственной дезориентации: стратегия ”быть в стороне” на этом этапе оправдывается. Эмоции не сообщаются с нравственными чувствами.
повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с примерами эмоционально-нравственно дезориентации: врач лучше относится к одним пациентам, игнорируя других, юрист лучше защищает этого клиента, а другой остается в стороне.
3) Симптомы расширения сферы экономии эмоций : начинает экономить эмоции не только на работе, но и в отношениях с родными. Многие учителя говорят, что на работе так, “наговоришься, что дома просто нет сил о чем-то говорить”.
4) Симптом редукции профессиональных обязанностей. Редукция, как мы знаем, это упрощение. Таким образом, редукция проявляется в попытках сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Фаза истощения.
На этой фазе заметно падение энергетического тонуса, ослабление нервной системы и здоровья. Эмоциональное выгорание становится неотъемлемым компонентом деятельности. Рассмотрим симптомы, характерные для этой стадии.
1) Симптом эмоционального дефицита: это самый яркий симптом эмоционального выгорания. Профессионал ощущает, что он не может эмоционально участвовать в жизни субъектов своей деятельности: не может сопереживать так, как делал это раньше.
Симптом усиливается и переходит в более сложную форму: отрицательные эмоции проявляются чаще положительных.
Появляется эмоциональная ригидность, зацикленность на отрицательных переживаниях, отрицательном опыте.
2) Симптом эмоциональной отстраненности. Эмоции практически полностью исключаются из профессиональной деятельности: индифферентно воспринимаются и положительны и отрицательные события. Подобное реагирование без эмоций – важный компонент эмоционального выгорания. В данном случае можно говорить о профессиональной деформации.
3) Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации: отмечается полная или частичная потеря интереса к человеку, являющемуся субъектом профессиональной деятельности. Ученик. Например, может восприниматься как объект для манипуляций. Нарушается принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Яркой чертой обучения становится его дегуманизация. Крайняя форма – агрессивное отношение к субъекту своей деятельности, граничащее с неврозоподобными состояниями.
4) Симптомы психосоматических и психовегетативных нарушений. Синдром здесь переходит на физиологический уровень. Он может образовываться по условно-рефлекторной схеме: все. что связано с объектом деятельности вызывает физическое неблагополучие.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно. Каждая фаза характеризуется своими симптомами, вызываемыми определенными факторами.
Далее мы будем рассматривать факторы, провоцирующие синдром эмоционального выгорания.
Обратимся к классификации В.В. Бойко:
- напряженная эмоциональная деятельность: подобная деятельность связана с близким эмоциональным общением с людьми.
- высокая ответственность за исполняемые функции: профессионал постоянно вынужден быть в активном состоянии, поскольку с его деятельностью связаны большие ожидания; вверена личность пациента, клиента, . Как итог этого – нервное перенапряжение.
- нечеткая организация и планирование труда, завышенное число контингента (количество учащихся в классе), нечеткие требования к результатам деятельности,
- сложная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, высокая степень конфликтности в диадах: руководитель –подчиненный, коллега – коллега.
- психологически и социально трудный контингент
К внутренним факторам В.В. Бойко относит:
- эмоциональную ригидность: у людей импульсивных, обладающих лабильными психическими процессами эмоциональное выгорание будет проходить медленнее.
Высокая степень отзывчивости, восприимчивости могут блокировать эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты.
- высокая степень интериоризации обстоятельств, ситуаций профессиональной деятельности: каждый стрессогенный фактор оставляет глубокий след в душе специалиста.
- недостаточная мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: во-первых, профессионал может быть просто не заинтересован в соучастии субъекту своей деятельности, что проявляется в равнодушии, безразличии; во-вторых, человек не умеет поощрять себя за сочувствие субъектам своей деятельности.