Зотова Раиса Анатольевна, к.пс. н., психотерапевт,
директор НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ»
Москва (Россия)
Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время за помощью к психологу все чаще обращаются женщины, которым поставлен диагноз бесплодие неясного генеза. Исследование причин данного явления позволило нам выдвинуть гипотезу о взаимосвязи бесплодия у женщин с наличием у них бессознательного чувство вины. На наш взгляд в отечественной литературе недостаточно уделено внимание данной проблеме, что и обусловило рассмотрение данного вопроса в настоящей статье.
Необъяснимое бесплодие, иначе именуемое идиопатическим, или бесплодием неясного генеза, означает, что после всестороннего обследования мужчины и женщины причина бесплодия так и не была найдена. Этот диагноз ставится методом исключения – то есть только после того, как все необходимые обследования были проведены, и их результаты оказались в норме.
Диагноз «идиопатическое бесплодие» может быть поставлен только при наличии следующих условий у женщины:
o регулярно происходит овуляция, подтвержденная тестами функциональной диагностики,
o гормональный фон в норме,
o маточные трубы свободно проходимы,
o нет эндометриоза,
o нет патологий матки,
o посткоитальный тест положительный,
o не имеется антиспермальных антител в сыворотке крови.
Этот диагноз не может быть поставлен, если женщине не проводилась диагностическая лапароскопия, поскольку некоторые причины бесплодия, например эндометриоз, могут быть диагностированы только во время операции.
Пациентов с диагнозом «бесплодие неясного генеза» можно разделить на две группы. Первая группа не имеет никаких проблем с фертильностью, им просто «пока не повезло». У второй группы на самом деле имеется объективная причина бесплодия, но ее невозможно выявить современными диагностическими методами, или же она еще неизвестна ученым. Диагноз «необъяснимое бесплодие» - это признание несовершенства диагностических возможностей современной медицины. Еще 30-40 лет назад диагноз «идиопатическое бесплодие» ставили примерно половине супружеских пар. По мере развития диагностических методов это число неуклонно сокращалось, и сейчас оно составляет около 10%.
Женское бесплодие - это неспособность иметь потомство. Подобный диагноз ставится, если усилия забеременеть в течение 2-х лет постоянной половой жизни не приводят к успеху или у женщины многократные попытки заканчиваются выкидышами, что также считается признаком бесплодия.
Существующие на сегодня подходы исследования данной темы не дают полного обоснования причинно-следственных связей женского бесплодия. Только некоторые источники рассматривают эту тему в контексте женского бесплодия. Чаще всего тема раскрытия предпосылок женского бесплодия, в частности, роли бессознательного чувства вины, в отечественной литературе и вовсе не рассматривается. Мы бы хотели рассмотреть одну из предпосылок более подробно – бессознательное чувство вины и как оно может влиять на жизнь женщины в части ее репродуктивного здоровья.
Согласно З. Фрейду, чувство вины бессознательное – неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению. [2]
В классическом психоанализе понимают чувство вины, как разногласие между «Я» и «Сверх-Я», оно обычно бессознательно и представляет собой топологическую разновидность страха перед наказующим «Сверх-Я». З. Фрейд называл это «моральным» чувством вины. Бессознательное чувство вины, как неосознаваемое переживание некой виновности, играет в большинстве неврозов решающую роль и создает сильные препятствия к выздоровлению. Так же психоанализ различает особое чувство вины, предшествующее, так сказать, источником которого выступает неразрешенный Эдипов комплекс, которое появляется до проступка или преступления, заставляя человека заранее искать наказание. То есть чувство возникло не из поступка, действия, а наоборот, поступок обусловлен этим чувством, когда чувство не следствие, а мотив.
Представления З. Фрейда о чувстве вины получили дальнейшее развитие в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, К. Хорни обратилась к рассмотрению невротического чувства вины, играющего важную роль в картине неврозов. В работе «Невротическая личность нашего времени», она обратила внимание на неустойчивое различие между латентным чувством вины, готовым проявиться по любому поводу, и явным бессознательным чувством вины, имеющим место в состоянии депрессии.
Последнее принимает форму самообвинений, часто являющихся фантастическими и явно преувеличенными. Самообвинения, как правило, сложны по своей структуре. Нельзя однозначно определить их смысл, и те, кто желает получить простые ответы на психологические вопросы, непременно будут введены в заблуждение. Начнем с того, что самоосуждение является неизбежным следствием императивного характера потребности казаться совершенным. Две простые аналогии из повседневной жизни могут это проиллюстрировать: если по какой-либо причине для человека важно выиграть в пинг-понг, он будет сердиться на себя за неудачную игру; если по какой-либо причине для него важно произвести хорошее впечатление в интервью, он будет зол на себя, если забудет упомянуть тот момент, который показал бы его в выгодном свете, и может впоследствии бранить себя и говорить, как глупо было с его стороны этот момент не упомянуть. Остается лишь приложить это описание к невротическим самообвинениям. Здесь, как мы видели, потребность казаться совершенным является по многим причинам императивной. Для невротика любая неудача в попытках сохранить подобие совершенства означает поражение и опасность. Поэтому он вынужден сердиться на себя за любое побуждение, будь оно в мысли, чувствах или действиях, которое означает для него отступление от совершенства.
Этот процесс описывается Фрейдом как «обращение агрессии против себя», означающее враждебное отношение к себе в целом. В действительности, однако, индивид злится на себя лишь за что-то определенное.» [1]
Вместе с тем, как полагала К. Хорни, «многое из того, что кажется чувством вины, является выражением тревожности, либо защиты от нее». Частично это справедливо и для нормального человека. Однако в отличие от него невротик чаще склонен прикрывать свою тревожность чувством вины. К. Хорни считала, что чувство вины является не причиной, а следствием страха неодобрения, осуждения. Этот страх побуждает человека вести себя так, как будто он преступник, стоящий перед судьей, и подобно преступнику он стремится все отрицать и скрывать. Кроме того, чувство вины и сопровождающие его самообвинения являются защитой от страха неодобрения, формы проявления которой могут быть самыми различными, вплоть до того, что человек может бросаться гневными обвинениями в тот момент, когда опасается обнаружения какой-то тайны или когда заранее знает, что совершенное им не вызовет одобрения, полагая, что лучшая защита – нападение. Из-за страха, обступающего со всех сторон, он может постоянно метаться между самообвинениями и обвинениями. К. Хорни отмечала в своей работе «Новые пути в психоанализе», что функция самообвинений заключается в том, чтобы «помешать невротику взглянуть в лицо каким-либо реальным недостаткам».
Одна из терапевтических целей психоанализа состоит в понижении уровня притязаний «Сверх-Я» и раскрытии функций чувства вины, состоящих в проявлении страха неодобрения, защиты от него и защиты от обвинений. Необходимо сначала показать невротику, что он требует от себя невозможного, а затем помочь ему осознать существо его самообвинений, обвинений и достижений. Символдрама, в частности применение ассоциативного метода работы, а так же такие мотивы Символдрамы как «Значимое лицо», «Опушка леса» так же хорошо себя зарекомендовали в работе с такими запросами, где есть необходимость ослабить давление сверхсильного «Сверх-Я».
Чувство вины - одно из фундаментальных понятий в психоаналитической теории. Но перед тем как говорить о его структуре, причинах и видах, а так же о специфике психологической работы с этим чувством, нужно разобраться с определениями. Так, согласно «Словарю по психоанализу» Ж. Лапланша, Ж.-Б.Понталиса, чувство вины может обозначать аффективное состояние после совершения действия, которое субъект считает предосудительным по тем или иным основаниям, или же неясное чувство собственного ничтожества, не связанное с каким-либо конкретным поступком, вызывающим раскаяние субъекта. В. Лейбин в «Словаре-справочнике по психоанализу» обозначает чувство вины как аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.
Чувство вины - это сочетание чувств страха, аутоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которое налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины - «Я - плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мышц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др.
В части исследуемой нами темы, мы можем также допустить возникновение дополнительного напряжения в области мышечной системы малого таза, нежелание близости с супругом.
Наиболее частыми жалобами при переживаемом обостренном чувстве собственной вины, пациентки предъявляют: снижение фона настроения, потери сексуального влечения, упадок сил, заторможенность, негативные мысли, чувство одиночества, ощущение покинутости, чувство «хандры», самопорицание, подавленность, апатия, необъяснимая изнуряющая усталость, ощущение, что будущее безнадежно, как будто я попала в западню, повышенная слезливость, мнительность, комок в горле, ночные кошмары, навязчивые мысли о своей несостоятельности, часто звучит вопрос: «За что мне это наказание?», нередко приходит к выводу, что во всем виновата она сама. У многих такое чувство собственной вины трансформируется в хроническое состояние, что и определяет его болезненную сущность.
Особенно сильно подобные ощущения доминируют при таких психических расстройствах, как невроз, истерия, меланхолия, принуждение. От того, насколько сильно развито Я, зависит природа чувства вины, является ли оно бессознательным. При этом не нужно забывать, что как раз «Сверх Я» имеет такое самовыражение.
В своих трудах Зигмунд Фрейд описывает губительную природу данной эмоции для индивида. Здесь важен не сам факт совершения или не совершения отцеубийства, так как в обоих случаях выявляется чувство вины. Эмоции, которые образуются из данного сложившегося конфликта, настолько разрастаются, что одному человеку просто нет сил с ними разобраться. Таким образом, теория психоанализа объясняет причину развития заболевания. В связи с тем, что чувство вины одинаково возникает как при совершении преступления, так и при его задумке, человек прячется в болезни под страхом совести перед «Сверх Я» и мучительных переживаний, связанных с бессознательным чувством вины и потребностью в наказании. В результате этого, по мнению Фрейда, происходит самое сильное аккумулирование всех возможных и невозможных сил человеческого организма, которые упорно противостоят выздоровлению и, тем более, отказу от самой болезни. Соглашаясь с тем, что определение бессознательного чувства вины неверно подобрано с психологической точки зрения, Зигмунд Фрейд предложил понятие «потребности в наказании». С такой точки зрения легче понять потребность ребенка в наказании от рук родителей. Также проще объяснить смысл морального мазохизма, согласно которому человеку наряду с нравственным поведением хочется совершить проступок, искупаемый впоследствии совестливыми мыслями.
Таким образом, бессознательное чувство вины должно непременно анализироваться, несмотря на то, что пациентке нелегко это принять, как есть.
Список литературы:
1. Карен Хорни Новые пути в психоанализе. Невротические чувства вины. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997.
2. Словарь практического психолога. – М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998.