Михайлюк О.К., психолог-консультант
«Отец девушки - первый мужчина в ее жизни и, возможно самый влиятельный».
Давид Иеремия
В последние десятилетия встречаются работы, которые посвящены роли отца в семье, влиянию на личностные характеристики ребенка, но при анализе этих исследований мы можем наблюдать, что в отечественной и зарубежной литературе остается нераскрытым вопрос, касающийся воспитательного отцовского вклада в формирование личности ребенка – дочери [2].
По сведениям В. Н. Дружинина, искаженная структура семьи, т.е. неполная семья, а также нездоровые стили воспитания, к примеру, применяемые матерью, могут проявиться в качестве причин трудностей социализации ребенка [3]. Исходя из этого, многие психологи и психотерапевты полагают, что решением проблемы является возвращение отцу его роли, которая характерна для здоровой семьи, то есть роли главы семьи. Как считает А. И. Захаров, при недостаточно включенной позиции отца в жизнь семьи дети сильнее привязаны к матери и легко перенимают ее беспокойство. Это происходит и в том случае, когда ребенок боится отца из-за его грубости, строгости или вспыльчивости. В этом случае ребенок стремится получить недостающие тепло и внимание от матери, где привязанность становится невротической [4, с. 42].
Как отмечает В. Н. Дружинин, мальчики предъявляют высокие требования к матери, как пример, не терпят ее отрицательных привычек. Девочки в свою очередь, по словам В. Н. Дружинина, требуют много от отца, у них происходит формирование идеального образа отца. Если ребенок больше привязан к матери, по сравнению с отцом, то он менее активно может противостоять агрессии от окружающих. Так как отец формирует у ребенка способности к инициативе и противостоянию давлению. Также от привязанности ребенка к отцу зависит его самооценка, чем меньше привязанность - тем ниже самооценка. И если привязанность меньше, то меньшее значение ребенок придает духовным и социальным ценностям в сравнении с материальными и индивидуальными. Этот же автор приводит данные, которые свидетельствуют, что папы чаще участвуют в играх с детьми, участвуют в развлечениях семьи, заступаются за детей, учат их, как постоять за себя [3].
Условно, отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие ребенка и включаются в обсуждение, и решение семейных проблем. В результате как мальчики, так девочки зачастую обсуждают свои мысли и заботы с отцами [5].
Л. Ф. Обухова дает некоторые результаты исследования Бронфенбреннера, касающегося общения детей с отцами: «На вопросы анкет отцы — представители средних классов общества — ответили, что тратят на общение со своими годовалыми детьми в среднем 15–20 минут в день. Однако исследования, в которых велась запись отцовского голоса с помощью микрофона, прикрепленного к рубашке младенца, показали, что преувеличено даже это мизерное время: среднее число таких контактов в день — 2,7 раза, а их средняя продолжительность — 37,7 секунд» [7, с. 87]. Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что существуют как сходство, так и отличия в общении каждого из родителей с ребенком, в том числе и в восприятии последнего взрослыми.
Значение отцовской фигуры, для гармоничного психического развития ребенка, является актуальным в современном мире. Практика, развивающаяся на западе, воспитания детей в лесбийских парах, рост числа разводов и неполных семей (каждый седьмой российский ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье, и в 94 % случаев это семья, с которой отец не живет), приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка и подростка [11]. Исследователи современности связывают с этим многие психологические проблемы человека: диффузность идентичности, как половой, так и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение [9].
Если и было обнаружено, что дети из неполных семей испытывают больше трудностей в сравнении с детьми из полных семей, выявляется, что и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным [10]. Скажем так, отцовское отсутствие не является пагубным как само по себе. Принимая во внимание, ряд теоретических предположений и клинических наблюдений, позволяет сделать вывод о значимости не только реальных взаимодействий между отцом и ребенком, для нормального психического развития последнего, но и "внутреннего отца", представленного в психике, как его образа, формирующегося под воздействием различных условий [9].
Т.В. Андреева и С.О. Муромцева приводят результаты эмпирических исследований 72 женщин, в возрасте от 24 лет до 31 года, выросших в полных семьях, имеющих среднее специальное или высшее образование, для выявления наличия или отсутствия взаимосвязи между характеристиками образа отца (отношением отца к дочери) и отдельными чертами ее личности, а также ее самоотношением и самооценкой. Были обнаружены значимые взаимосвязи, между отношением отца к дочери, в виде суммарного показателя его позитивного образа в разные возрастные периоды дочерей, и такими структурными компонентами самоотношения, как аутосимпатия, самоуверенность, самопринятие, а также между отношением отца к дочери и ее самооценкой. Отмечаются значимые связи между отношением отца к дочери и ее интегральным чувством «за» и «против» собственного Я в возрастных периодах, в детском и взрослом, ее интересом к себе во всех трех возрастах [1].
Итак, на основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что отец оказывает существенное влияние на развитие некоторых жизненно важных личностных свойств дочери, касающихся эмоционально-волевой сферы, и на формирование «Я- концепции». Проблема воспитательной роли отца в семье требует дальнейшего изучения и анализа, проведения теоретически - практических занятий с отцами, а также индивидуального консультирования отцов.
Список использованных источников:
1. Андреева Т.В., Муромцева С.О., Воспитательная роль отца и становление личности дочери. 2011.
2. Берко Д. В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: автореф. дис. Ставрополь, 2000. 18 с.
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996. 160 с.
4. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. 448 с
5. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков. 2003.
6. Коркина Н. А. Отцовство в современной семье // Психологические проблемы современной
российской семьи: мат-лы всеросс. научн. конференции. Ч. 2. М. С. 117–120
7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. 374 с.
8. Боуэн М., 2005; Target М., Fonagy Р., 2002; Cabrera N. и др., 2000; Rohner R., 1998; Lamb М., Tamis-Lemonda С., 2004; Phares V., Compas В., 1993; Захаров А. И., 2000; Видра Д., 2000; Кочубей Б. И., 1993; Обухова JI. Ф., 2004; Прихожан А. М., 2000; Соколова Е. Т., 1986.
9. Davids М., 2002; Marks М., 2002; Britton R., 2000; Grossmann К. и др., 2002; Bios Р., 1970; Тайсон Ф., Тайсон Р., 1998.
10. DeKlyen М. и др., 1998; Lamb М., Lewis С., 2004; Davids М., 2002.
11. MacCallum F., Golombok S., 2004; Кон И. С., 2005.